29:1 Человек, который продолжает пребывать в грехе, несмотря на неоднократные предостережения, будет внезапно сокрушен, без всякой надежды получить второй шанс. Люди, жившие на земле до потопа, отказывались прислушаться к словам Ноя. Пришел потоп, и они были уничтожены.
Один мой знакомый, неоднократно отвергавший призыв Благой Вести, встретился с женщиной, которая часто за него молилась. Она спросила: «Ты не думаешь, что тебе пора обратиться к Господу?» Тот ответил: «А разве Он когда-то сделал что-либо для меня?» Через несколько дней несчастье унесло его жизнь. Это был один из тех невероятных случаев, о которых говорят «так не бывает», — однако это произошло!
29:2 Моральные качества правителей народа отражаются на нравственности всей страны. Когда умножаются праведники, то есть, увеличивается их численность и усиливается власть, народ веселится. А нечестивый правитель вызывает повсеместную скорбь.
29:3 Сын, любящий мудрость, посвятивший и отделивший свою жизнь для Христа, приносит радость своему отцу. Сын же, который живет в нечестии, расточает отцовские деньги. Блудный сын, как вы помните, промотал имущество своего отца в разгульной жизни.
29:4 Действуя правосудно, царь укрепляет свою страну. Тот, кто принимает подарки, искажая правосудие, подрывает устойчивость правительства.
29:5 Льстец подвергает своего друга опасности тем, что отказывается сказать ему истину, или тем, что хвалит его за то, что не является правдой. Так же, он поощряет гордость, которая приводит к падению.
29:6 Злой человек зачастую попадает в сеть своего собственного греха. Праведник же счастлив, потому что ему нет нужды бояться последствий преступления. Он веселится и радуется.
29:7 Праведные люди принимают активное участие в тяжбе бедных. Нечестивые же не заинтересованы в том, чтобы проявлять сострадание.
29:8 Люди развратные возмущают город. Они создают беспорядки, возбуждая вспыльчивые нравы, раздражая людей и производя разделения. Мудрые стремятся предотвратить разлад и содействовать миру.
29:9 Эта притча может иметь два значения. Наиболее вероятно следующее: когда умный человек спорит с человеком глупым, глупец будет только гневаться или смеяться (НКИ, ИСВ, Перевод Беркели). Он так и не изменит своих убеждений, и покой не наступит.
Другое толкование гласит, что, когда мудрый человек спорит с человеком глупым, прибегает ли мудрый к суровости или к юмору, это ничего не меняет, и не приводит ни к каким позитивным результатам.
29:10 Здесь также существуют два возможных толкования. Первое приводится в Американской Стандартной Версии (АСВ): «Кровожадные люди ненавидят непорочного, и ищут жизни праведника». Здесь кровожадные люди в обоих случаях выступают в роли нечестивых агрессоров.
Другое значение находим в Новом Переводе Короля Иакова (НКИ), Новом Переводе Джона Нельсона Дарби (ДжНД) и Переводе Беркели. Здесь в первой части стиха кровожадные люди истребляют жизнь, а праведные стремятся сохранить и защитить ее во второй части.
29:11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. Адамс советует:
«Идея позволить гневу вырваться на свободу неконтролируемым образом, говоря или делая то, что первым приходит на ум, не размышляя над последствиями, не досчитав до десяти, не пытаясь сдержать и успокоить его, не выслушав всей истории до конца, совершенно неверна».
29:12 Видимо, притча говорит о том, что если правитель желает, чтобы ему угождали, льстили и утешали приятными вестями, тогда все его служащие будут поступать именно таким образом. Они будут лгать и льстить.
29:13 Возможно, в человеческом обществе бедный и лихоимец (притеснитель) разделены огромной пропастью, но пред Богом они стоят на одном уровне. Свет их глазам дает Господь.
29:14 Когда Бог судит правителя, Его особенно интересует то, относится ли тот к бедным с сочувствием и без лицемерия. Если это так, то Бог обещает утвердить ... его престол навсегда. На самом деле, мы знаем лишь одного такого правителя — Его зовут Иисус Христос.
29:15 Данная притча прямо противоречит многим современным специалистам, защищающим «демократию вседозволенности». Розга представляет собой телесное наказание, обличение — словесное исправление. Эти две формы родительского дисциплинирования дают мудрость. Они не подавляют ребенка, и не деформируют его как личность, как утверждают «эксперты».
29:16 Когда нечестивые умножаются в числе и власти, возрастает и уровень преступности. Но праведники при жизни увидят их падение. Конечно, этому есть исключения, но это исключения, которые доказывают правило.
29:17 Правильно воспитанный ребенок, получивший необходимую дисциплину, принесет своим родителям радость и покой, а не беспокойство и скорбь.
29:18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. Здесь «откровение» означает пророческое откровение, то есть, Божье Слово (см. 1Цар 3:1). Смысл заключается в том, что когда люди не знают и не чтят Божье Слово, каждый поступает, как ему заблагорассудится. Те же, кто соблюдает закон, то есть, Божье Слово, воистину благословлены.
29:19 Этот стих описывает строптивость и непокорность многих слуг. Словесного приказания не всегда бывает достаточно. Они могут понимать наставления хозяина, но не всегда исполняют их, сохраняя упрямое молчание. Иисус сказал: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46).
29:20 Среди всех тем, обсуждаемых в книге Притч, наибольшее внимание уделяется нашим словам. Здесь мы узнаем, что человек, который говорит прежде, чем думает, более безнадежен, чем даже глупец. Это помещает его в одну категорию с человеком, который сам себя считает мудрецом (26:12).
29:21 Если вы балуете и нежите раба, он скоро забудет подобающее ему положение, и будет ожидать, чтобы вы относились к нему как к сыну. Неуместная фамильярность в отношениях между служащим и работодателем часто порождает презрение.
Слово, переведенное во второй строке как «сын», имеет неясное значение.
29:22 Большинство из нас когда-либо в своей жизни встречали таких людей. Гневливый человек заводит разнообразные ссоры и разногласия, а страстный, или вспыльчивый человек совершает множество грехов.
29:23 Гордый человек может быть уверен в том, что будет унижен. Смиренный же возвысится в чести.
Профессор Смит совершал восхождение на гору Вейсхорн. У самой вершины проводник отступил в сторону, чтобы дать путешественнику честь первым взойти на пик. Возбужденный открывшимся перед ним видом, забывая о свирепом ветре, тот во весь рост распрямился на вершине. Проводник потянул его вниз, восклицая: «На колени, сэр! Вы будете в безопасности, только стоя на коленях». Жизненные вершины, будь то пики познания, любви или мирского успеха, полны опасностей. (Choice Gleanings).
О Агнец Божий,
Ты держи меня
В близи к Тебе, где был пронзен,
Лишь там, я невредим,
В покое могу пребывать.
Когда врагами и опасностями окружен,
Заполнен изнутри похотью и страхом,
Лишь благодать, взыскавшая меня,
Нашла меня, и может сохранить.
Джеймс Дж. Дек
29:24 Помогающий вору поступает так, как будто он ненавидит свою жизнь. Почему? Потому что когда он клянется говорить правду, то есть, когда судья призывает его произнести клятву в суде, он не объявляет о том, что знает, — он не свидетельствует, и таким образом становится лжесвидетелем. Согласно закону Моисея, когда человек слышал, как судья произносит клятву, и, тем не менее, отказывался свидетельствовать, он считался виновным и должен был понести соответствующее наказание (см. Лев 5:1). Он не мог сослаться на «право хранить молчание».
29:25 Боязнь перед людьми побуждает человека подчиниться давлению и совершить зло, либо воздержаться от того, чтобы поступить правильно. Сколько людей отправилось в ад лишь потому, что боялись того, что скажут их друзья, если узнают, что они доверились Христу!
Человек, надеющийся на Господа, пребывает в безопасности, что бы ни происходило. «Мы так сильно боимся людей, — писал Уильям Гурналл, — потому что так мало боимся Бога».
29:26 Многие люди пытаются найти решение всех своих проблем в земном правителе, но, на самом деле, судьба человека решается Господом.
29:27 Между праведником и неправедным человеком нет ни согласия, ни взаимопонимания. Благочестивый с неприязнью взирает на безбожника, а нечестивый питает отвращение к праведнику. Так же, как в сравнении с прямой тростью проявляется кривизна другой, так же ослепителен и контраст между жизнью в чистоте и жизнью нечестия.
Здесь заканчиваются притчи Соломона.
комментарии МакДональда на притчи Соломона, 29 глава