2:1 В главе 2 Бог повелевает Осии обратиться к «верному остатку», который Он называет «Амми» («мой народ») и «Рухама» («Помилованные»).
III. За неверность Бог угрожает израилю грозным судом (2:2−13)
2:2−3 Этот «верный остаток» должен взывать к остальному народу, умоляя его оставить идолопоклонство и блуд. В противном случае Бог разоблачит грешников донага и уморит жаждой.
2:4−5 Он также не помилует детей этого нечестивого народа, потому что они дети блуда. Их мать — блудница, которая пошла за лжебогами, наивно полагая, что от них получает пищу, одежду и роскошь.
2:6−7 Бог поставит на ее идолопоклоннических путях различные преграды и препятствия, так что она, измучившись, решит, наконец, возвратиться к Нему (первому мужу).
2:8 Не знала она, что это Бог обеспечивал ее всем необходимым, посылал роскошные дары, в том числе золото и серебро, из которых она потом сделала себе идола Ваала.
2:9−10 Таким образом, Бог отнимет у нее пищу и одежду, откроет срамоту ее.
2:11−13 Всякое веселье и религиозные торжества прекратятся; будут уничтожены виноградные лозы и смоковницы (о которых она думала, что это дары ее любовников); блудницу ждет наказание за дни служения Ваалу.
IV. Израилю предсказано благословенное будущее (2:14−23)
2:14−17 После грозных судов Бог восстановит и утешит Израиль. Он даст ему виноградники, и народ будет петь как во время выхода из земли Египетской. Израиль будет называть Бога «Иши» («муж мой»), а не «Ваали» («мой господин»). Люди очистятся от нечистоты поклонения ваалам — даже забудут все их имена.
2:18−20 Народ будет жить безопасно и мирно благодаря союзу, который Бог заключит для них с полевыми зверями и другими животными; Он позаботится, чтобы все хищники стали безобидными. Войн больше не будет. Израиль навек обручится с Господом в правде и суде, в благости и милосердии.
2:21−23 В тот день Изреель (Израиль) уже не будут рассеивать — но засеивать. Народ соберется на своей родной земле; небо и земля объединятся вместе, чтобы благословлять их обильными урожаями.
По этому поводу Дж. Уильямс предлагает следующее полезное разъяснение:
Изреель (Израиль), которого Бог посеет для Себя на земле (ст. 23), воззовет к зерновым культурам, виноградной лозе и оливковому маслу с просьбой позаботиться об их нуждах; злаки, лозы и деревья воззовут, в свою очередь, к земле, чтобы она сделала их плодоносными; земля же, стремясь стать плодородной, начнет умолять небо о дожде, а небо обратится к Иегове с просьбой наполнить его водою. Иегова же не будет взывать ни к кому, потому что Он Сам есть Великая Первопричина. В ответ на просьбу Он наполнит небо влагой, которую оно изольет на землю дождем — в результате земля произведет злаки, виноград и масло, так что у Израиля будет все необходимое, а небо и земля объединятся в любви. Именно тогда Бог сжалится над Израилем, признает его Своим народом, а Израиль признает Его своим Богом.
комментарии МакДональда на книгу пророка Осии, 2 глава