XII. ОБЕТЫ И ДЕСЯТИНЫ (Гл. 27)
В последней главе Книги Левит речь идет о добровольных обетах, данных Господу. По-видимому, тот, кто был благодарен Богу за какое-либо благодеяние, мог посвятить Ему человека (себя или кого-либо из своей семьи), животное, дом или поле. Посвященное Богу отдавалось священникам (Чис 18:14). Но были такие дары, которыми священники воспользоваться не могли, и поэтому вместо даров им можно было принести денежную стоимость посвященной Господу вещи.
27:1,2 Обет посвящения Господу был очень серьезным решением.
27:3−7 Если Богу посвящался человек, то размер выкупа священнику был следующим:
мужчина от 20 до 60 лет — 50 сиклей
женщина от 20 до 60 лет — 30 сиклей
мужчина от 5 до 20 лет — 20 сиклей
женщина от 5 до 20 лет — 10 сиклей
мужчина от 1 месяца до 5 лет 5 сиклей
женщина от 1 месяца до 5 лет — 3 сикля
мужчина от 60 лет и старше — 15 сиклей
женщина от 60 лет и старше — 10 сиклей
27:8 Если человек был настолько беден, что не мог принести столько денег, сколько требовалось в соответствии с этой таблицей, то священник назначал сумму соразмерно с его достатком.
27:9−13 Если кто-то обещал принести животное, то следовало соблюдать некоторые правила. Животное должно было быть чистым, пригодным для жертвоприношения, и его нельзя было выкупить (ст. 9). Его нужно было принести в жертву на жертвеннике (Чис 18:17). Заменив это животное другим, хозяин не получал никакой выгоды, потому что в таком случае оба животных принадлежали Богу (ст. 10,33). Нечистое животное можно было выкупить, заплатив столько, сколько назначит священник, и прибавив к этому пятую часть стоимости (ст. 11−13).
27:14−15 Посвятивший Господу дом имел возможность передумать и выкупить его. Для этого нужно было заплатить цену, назначенную священником, прибавив к ней пятую часть.
27:16−18 Назначить цену поля было сложнее, потому что его следовало вернуть владельцу в юбилейный год.
Если поле посвящал первоначальный владелец (т.е. получивший его в наследство), то действовали правила, приведенные в стихах 16−21. Оно оценивалось согласно тому, что там было посеяно. Например, если в нем был посеян хомер ячменя, то следовало заплатить пятьдесят сиклей серебра.
Если поле передавалось по обету в юбилейный год или юбилейный год как раз приближался, то действовала вышеописанная схема. Но если поле посвящалось через несколько лет после юбилейного года, цена снижалась. Иными словами, поле могло стоить всего 30 сиклей, если оно передавалось по обету через двадцать лет после юбилейного года.
27:19−21 Чтобы выкупить поле, нужно было добавить пятую часть к его цене.
Если поле посвящено Богу, и хозяин не выкупил его перед юбилейным годом или втайне продал кому-то другому, то его уже нельзя было выкупить. В юбилейный год поле переходило во владение священника. Земля становилась «посвященной», или «святыней» Господу.
27:22−25 В стихах 22−25 описано, что нужно делать тому, кто посвящал купленное им поле. Священник назначал цену, в зависимости от того, сколько засевов можно было сделать перед юбилейным годом. В юбилейный год поле возвращалось к первоначальному владельцу.
27:26−27 Первенцев жертвенных животных нельзя было посвящать Богу, потому что они и так принадлежали Ему. Первенца нечистого скота можно было выкупить по оценке священника, прибавив пятую часть. Если животное не выкупали, священник имел право продать его.
27:28,29 Все, что подлежало смерти или уничтожению, нельзя было выкупить. Именно это подразумевалось под заклятой или запретной вещью. Например, сына, который проклял родителей, нельзя было выкупить. Его следовало предать смерти.
Стоит отметить, что существует важное различие между тем, что «посвящено» (consecrated — НАСБ) или «освящено» (sanctified — КИ), и тем, что находится под «запретом» (proscribed — НАСБ) или «заклятием» (devoted — НКИ, КИ). То, что отдавалось, как обет — т.е. то, что отделялось для Бога, — можно было выкупить. То, что заклинали, отдавалось окончательно и выкупу не подлежало.
27:30−31 Десятина, или десятая часть зерна и плодов, принадлежала Богу. Тот, кто хотел оставить ее у себя, должен был заплатить ее цену, прибавив пятую часть.
27:32−33 Выражение «все, что проходит под жезлом» относится к обычаю считать овец или коз, пропуская их под пастушьим жезлом. Лесли Флинн дает этому такой комментарий:
«С жезлом в руке, он [пастух] прикасался к каждому десятому животному. Он не мог изменить порядок, в котором они шли, чтобы хорошее животное не попало на десятое место. Если пастух все-таки пытался изменить порядок, то оба животных — и десятое по счету, и то, которым пастух пытался его подменить, — принадлежали Богу». Первая десятина называлась десятиной левитов, потому что она отдавалась левитам (Чис 18:21−24). О второй десятине, которая, похоже, отличалась от первой, говорится во Второзаконии 14:22−29.
27:34 «Заповеди, которые дал Господь Моисею». Эти слова в последнем стихе Книги Левит, относятся, скорее всего, ко всей книге. Изучив все множество обрядов и жертвоприношений, подробно описанных в этой книге, мы понимаем радость М. Генри, который пишет:
«Мы живем не в тени закона, а в свете Евангелия. На нас лежит не тяжкое бремя закона с его плотскими установлениями, а приятные и легкие заповеди Евангелия,. которое говорит, что истинные поклонники поклоняются Отцу в духе и истине, и только через Христа, только в Его Имя, потому что Он — наш священник, храм, жертвенник, жертва и очищение. Он стал для нас всем. Поэтому не станем полагать, что если мы свободны от ритуальных очищений, праздников и приношений, то на служение Богу не стоит тратить много времени, сил и средств. Напротив, пусть наши сердца будут шире открыты для жертвы хвалы, пусть наши сердца пылают святой любовью и радостью, пусть наши помышления будут серьезными, а намерения искренними. Имея дерзновение входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, поклоняясь Богу с еще большей радостью и смирением, говоря: благословен Бог за Иисуса Христа!»
комментарии МакДональда на Левит, 27 глава