«Эта книга уникальна тем, что в ней акцент делается не столько на пророчестве, сколько на самом пророке. Читателя смиряет и назидает эта история, раскрывающая состояние души Ионы и показывающая дисциплинарные воздействия любящего Бога.» Джордж Уильямс
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Иона (евр. «голубь») — единственный из пророков, чья книга посвящена не содержанию пророчеств, а личному опыту автора. Его жизнь символически отображает прошлое, настоящее и будущее Израиля. Эта аналогия просматривается в следующем:
1. Он (Израиль) должен был свидетельствовать о Боге язычникам.
2. Он не захотел, чтобы Божья благодать распространилась и на язычников.
3. Он был брошен в море (языческий мир), которое поглотило его, но не привело к ассимиляции.
4. Он был возвращен на сушу (восстановление Израиля на его земле), чтобы стать благословением для всех народов.
В аналогию не вписывается лишь раздражение Ионы в главе 4 — нигде в Библии не сказано, что Израиль будет огорчен спасением язычников, которые получат благословения в Тысячелетнем Царстве!
II. Aвторство
От первого лица написан только «гимн» Ионы, когда он находился в чреве большой рыбы. Тот факт, однако, что остальные три главы написаны от третьего лица — т. е. другой повествует об Ионе, а не он сам о себе — не исключает его полного авторства (традиционная точка зрения). На «историческое время» (третье лицо в прошедшем времени) иногда переходят и другие авторы библейских книг, в том числе Моисей. Тем не менее, вопрос об авторстве данной книги остается открытым, так как имя автора не указано.
III. Bремя написания
Миссия Ионы в Ниневию совпала со временем правления (793−753 гг. до Р.Х.) самого могущественного монарха Северного царства, Иеровоама II (4Цар 14:23). Хотя ассирийские надписи не упоминают о великом пробуждении, имевшем место в этот период времени, некоторые исторические события перекликаются с книгой Ионы. Широко известно, что язычники в древности считали голод и солнечное затмение божественным предзнаменованием грядущих бедствий. Не исключено поэтому, что Господь воспользовался случившимся в Ассирии голодом (765 и 759 гг. до Р. Х.) и полным солнечным затмением (15 июня 763 г. до Р. Х.), чтобы приготовить сердца ниневитян к благовестнической деятельности Ионы. Также почву для его служения мог подготовить временный переход к монотеизму царицы Семирамиды и ее сына-соправителя Ададнирари III (810−782 гг. до Р. Х.).
IV. Исторический фон и тема
Иона был сыном Амафии («верный» [Богу]). В 4Цар 14:25 мы узнаем, что его родина — галилейский город Гафхефер.
Он пророчествовал в те дни, когда Ассирия угрожала Северному царству, Израилю. Бог послал его призвать к покаянию жителей Ниневии, столицы Ассирии. Миссия эта пророку не понравилась — он боялся, что если город покается, Бог его пощадит. Ассирийцы были особо жестоким народом. Если верить их собственным письменам, они сдирали со своих врагов кожу живьем, складывали в груды их черепа и совершали другие ужасные вещи. В 4Цар 18:19 (и далее) записаны высокомерные, полные богохульств слова Рабсака, посланника ассирийского царя Сеннахирима.
Поэтому Иона бежал в Фарсис, но... оказался в чреве большой рыбы. Господь вызволил его, и пророк, смирившись, отправился проповедовать в Ниневию. Город покаялся, и Бог пощадил его. к большому неудовольствию Ионы!
Господь Иисус использовал пребывание Ионы в ките как символ Своей смерти, погребения и воскресения (Мф 12:40; Мф 16:4).
Эта книга — настоящая иллюстрация к Рим 3:29 — «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников».
Также можно провести параллель между историей Ионы и Рим 11:12,15. Когда пророка бросили в море, это послужило к спасению язычников на корабле. Когда же кит выбросил его на сушу, это спасло целый город. Так и отпадение Израиля — «богатство миру» (языческому). Насколько же больше благословений принесет миру возрождение Израиля!
Содержание
I. НЕПОСЛУШАНИЕ ПРОРОКА (1:1 — 2:1)
A. Призвание Ионы (1:1−2)
Б. Бегство Ионы (1:3)
B. Шторм на море (1:4−10)
Г. Иона в чреве кита (1:11 — 2:1)
II. ИЗБАВЛЕНИЕ ПРОРОКА (2:2−11)
А. Молитва Ионы (2:2−10)
Б. Ответ Бога (2:11)
III. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ БОЖЬЕГО ПОСЛАНИЯ ЧЕРЕЗ ИОНУ (Гл. 3)
A. Угроза суда (3:1−4)
Б. Покаяние всего города (3:5−9)
B. Отсрочка суда (3:10)
IV. НЕДОВОЛЬСТВО ПРОРОКА (Гл. 4)
A. Молитва-ропот Ионы (4:1−3)
Б. Бог обращается к пророку (4:4)
B. Иона вне стен города (4:5)
Г. Наглядный урок благодати суверенного Бога (4:6−11)
комментарии МакДональда на книгу пророка Ионы, введение