«Описания Наума необычайно ярки и высокохудожественны; эта книга заслуживает места среди лучших литературных творений Ветхого Завета.» Ч. Х. Райт
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Эта небольшая книга хотя и написана евреем, предсказывающим разрушение столицы языческого мира того времени (Ниневии), не является националистическим трактатом, но осуждением милитаризма и тирании в целом — и тем более, если они направлены против Божьего народа. Бог покарал Свой народ за отступничество и грехи, используя язычников, однако «орудие» наказания также подлежит наказанию. Р. К. Харрисон пишет об этом следующее:
«Автор этого маленького грозного пророчества в сильных и запоминающихся выражениях показывает, что Бог того самого народа, который так презирают ассирийцы, на самом деле является Дизайнером судеб всех наций и Надзирателем над всей землей. Перед Его справедливым судом даже величайшие мировые державы склонятся смиренно, в стыде.»
II. Aвторство
Наум был родом из Елкоса. Точное месторасположение этого города неизвестно, но его часто отождествляют с Капернаумом (евр. Кефар Нахум — «город Наума») — селением на берегу Галилейского моря. Имя пророка означает «утешитель».
III. Bремя написания
Хотя Наум не приводит никаких дат, время написания книги можно определить с точностью до пятидесяти лет. По всей видимости, пророчество было написано после падения Но-Аммона (Фив) в 663 г. (до Р. Х.), потому что Наум упоминает об этом событии (3:8) — и до разрушения Ниневии в 612 г. (до Р. Х.). Следовательно, Наум пророчествовал в период долгого правления идолопоклонника Манассии (696−642), вероятно, в 663−654 гг. (до Р. Х.).
IV. Исторический фон и тема
Наум Елкосеянин обращается к Иудее с посланием утешения, предсказывая гибель ассирийцев и возрождение Божьего народа. Его пророчество является как бы продолжением книги Ионы, в которой повествуется о покаянии Ниневии. Из пророчества Наума мы видим однако, что ниневитяне вернулись к прежнему образу жизни, чем навлекли на себя Божий гнев. Тем не менее, наш Господь поставил жителей Ниневии в пример фарисеям; если первые способны были покаяться, последние — нет (Мф 12:41).
Эта маленькая книга является классическим осуждением милитаризма. Ассирийцы были безжалостны к своим врагам. В своих записях о военных победах они хвастливо описывают, как развешивали на шатрах и стенах городов кожу, содранную живьем с пленных. Даже если в этих словах больше бахвальства, чем правды, это все равно свидетельствует об их кровожадной натуре.
Также они презирали Бога Израиля, не подозревая однако, что Он контролирует всё происходящее на земле, и что по Его воле Ниневия падет.
Наум предсказал разрушение Ниневии — столицы Ассирии и крупнейшего города того времени. Хотя это пророчество уже исполнилось буквально, оно также касается и «эсхатологического Ассура», который в будущем станет угрожать Божьему народу.
Содержание
I. ХАРАКТЕР БОГА-СУДЬИ (1:1−8)
II. НЕОТВРАТИМОСТЬ СУДА НАД НИНЕВИЕЙ (1:9−15)
III. ОПИСАНИЕ ОСАДЫ НИНЕВИИ (2:1−12)
IV. БОГ НЕ ОТСТУПИТ ОТ СВОЕГО НАМЕРЕНИЯ РАЗРУШИТЬ НИНЕВИЮ (2:13 — 3:19)
комментарии МакДональда на книгу пророка Наума, введение