IV. БОГ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ИЕРУСАЛИМУ «ГОРЕ» (3:1−7)
A. Неповиновение, безответственность, неверие, нераскаянность (3:1−2)
Представленный в образе женщины Иерусалим осужден как нечистый и оскверненный Притеснитель. Он был непокорен — на Господа не уповал, к Богу своему не приближался.
Б. Жадность князей и судей (3:3)
Князья его подобны рыкающим львам, а судьи его жадны, как вечерние волки.
B. Легкомыслие и вероломство пророков, кощунства священников (3:4)
Его пророки — люди, которым нельзя доверять; священники — осквернители святыни. Фейнберг дает такой комментарий:
«В стихе 4 мы встречаем единственное в этой книге осуждение пророков. Они виновны в легкомыслии, в том, что играют с огнем и шутят с очень серьезными вещами. В их жизни и учении чувствуется бесхребетность, беспринципность. По сути, они предатели, потому что, поощряя людей в их отступничестве от Бога, выказывают этим свою неверность Ему, хотя и утверждают, что говорят от Его имени. Своими нечестивыми делами они осквернили святилище.
Для них нет ничего святого. Они попирают закон, извращая его простые требования и искажая его ясное значение, когда «наставляют» людей.»
Г. Явление Господа в суде (3:5−7)
Несмотря на все грехи и развращенность народа, Господь посреди него, чтобы праведно судить. Он наказывал другие народы, полагая, что это непременно научит Иудею бояться Его. Иуда, однако, все больше опускался и деградировал.
V. СЛОВА УТЕШЕНИЯ ДЛЯ «ВЕРНОГО ОСТАТКА» (3:8−20)
A. Уничтожение нечестивых язычников (3:8)
Бог увещевает «верный остаток» (верных иудеев) ждать, пока Он не уничтожит всех Своих врагов огнем ревности.
Б. Обращение к Богу уцелевших народов (3:9)
Уста чистые — это, по всей видимости, не намек на общемировой язык в будущем, а пророчество о том времени, когда люди чистыми (от идолопоклонства) устами будут славить Иегову, когда все народы будут служить Ему единодушно.
B. Восстановление рассеявшегося Израиля (3:10−13)
Когда наступит Тысячелетнее Царство, язычники возвратят рассеявшихся по всему миру иудеев обратно в их страну в качестве дара Господу. Грешники, тщеславящиеся своею знатностью, будут уничтожены, и «верному остатку» больше уже нечего будет бояться. Спасется лишь народ смиренный и простой — тот, кто уповает на имя Господне и живет праведно.
Г. Радость по поводу второго пришествия Христа (3:14−17)
В стихах 14−20 приведена песнь возрожденного Израиля, восхваляющая Иегову за Его могущественное избавление и прославляющая Его любовь, которую Он явил ради Израиля и Себя Самого. У Дочери Сиона много причин, чтобы ликовать, торжествовать и радоваться! Не только ее враги повержены, но теперь среди нее обитает Царь-Мессия, Сам Господь. Уже нет повода для страха, потому что Господь Бог силен спасти народ Свой по любви Своей.
Д. Благие деяния Бога для Своего народа (3:18−20)
Так как народ скоро постигнет суд, Господь завершает Свою грозную речь обещанием (которое обязательно сбудется) совершить в жизни «святого остатка» радикальнейшие перемены к лучшему. Вместо поношения, на которое сетуют изгнанники, Господь приведет их в почет и именитость на всей этой земле.
комментарии МакДональда на книгу пророка Софонии, 3 глава