V. ПЕРВАЯ РЕЧЬ — ПРОРОЧЕСТВО О ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (Гл. 9−11)
Оставшиеся главы книги составляют две группы пророчеств — первая (Гл. 9−11) касается первого пришествия Мессии, а вторая (Гл. 12−14) повествует о Его втором пришествии во славе.
A. Суд над языческими народами (9:1−8)
9:1−7 В главе 9 провозглашается Божий суд над Сирией (Хадрах, Дамаск, Емаф — ст. 1,2а), Тиром, Сидоном (ст. 2б-4) и Филистией (Аскалон, Газа, Екрон, Азот — ст. 5−7). Тир гордится своими богатствами и неприступным городом-крепостью, но Господь поразит его в море. Города филистимские придут в отчаяние, увидев падение Тира — они так уповали на его неприступность!
Бог очистит филистимлян от идолопоклонства, их племя присоединится к Израилю. Екрон будет как Иевусей в том смысле, что жители этого города, смешавшись с израильским народом, превратятся в мирных и верных граждан.
9:8 Иноземные захватчики больше не будут угрожать ни храму, ни народу. Фактически, пророчества в стихах 1−8 исполнились во время покорения этих языческих народов Александром Македонским (см. упоминание о Греции в ст. 13).
Б. Первый приход Мессии на Сион (9:9)
Далее Божьему народу дано воодушевляющее обетование о грядущем Мессии (Царе). В стихе 9 описано Его первое пришествие — в кротком явлении благодати, на ослице. И Матфей (автор самого «еврейского» из четырех евангелий), и Иоанн (автор самого универсального из них) цитируют этот стих, описывая так называемый «триумфальный въезд» Господа нашего в Иерусалим.
B. Разоружение и мир на всей земле во время второго пришествия Христа (9:10)
Стих 10 однако, указывает на второе пришествия Христа, Который придет в могуществе и славе. Уничтожено будет всякое оружие, и Христос будет править «от моря до моря и от реки до концов земли» (цитата из Пс 71:8). Нынешняя «эра благодати» сокрыта где-то между стихами 9 и 10.
Г. Возвращение изгнанников в Иерусалим (9:11−12)
«Кровь завета» — это кровь, которой скрепляется завет. Данное выражение может иметь отношение к завету Десятисловия (Исх 24:8), завету владения землей (Втор 30:1−10), завету Давида (2Цар 7:4−17) или «общему завету» Иеговы (Его отношениям) с Израилем.
Плененные израильтяне будут освобождены изо рва (в котором нет воды) чужих стран и возвращены на твердыню, т. е. в Иерусалим, Палестину или к Самому Богу.
Д. Победа Израиля над Грецией (9:13)
В тот день Иуда и Израиль (Ефрем) станут воинствующей нацией, которая подчинит многие народы, в том числе и Грецию (Ионию). Хотя это пророчество частично исполнилось в период Маккавейских войн (175−163 гг. до Р. Х.), оно также предвосхищает эсхатологическое возрождение Израиля, когда окончатся дни его рассеяния.
Е. Иегова явит силу, чтобы защитить Свой народ (9:14−17)
Один неизвестный комментатор ярко описал масштабы «священной войны» последнего времени:
«Божьи победители не только досыта напьются крови своих побежденных врагов и будут подобны наполненным жертвенной кровью чашам (из которых окроплялись бока жертвенника и его рога) — они придут к славной победе, обрызганные кровью подобно углам жертвенника.» Меррил Унгер указывает на разительный контраст между Израилем и его врагами:
«Явно противопоставляя Израиль его врагам, которые в предыдущем стихе уподобляются попираемым (букв. в грязи) пращным камням, Захария сравнивает победоносных сынов Сиона (спасенный остаток) с драгоценными камнями венца, сияющего в земле Господа. Очевидно, здесь говорится о награде для сохранивших верность мучеников и храбрых святых Израиля, которые вступают в царство Мессии.»
комментарии МакДональда на книгу пророка Захарии, 9 глава