К. Медный змей (21:1−22:1)
21:1−3 Царь Арада правил в южной части Земли Обетованной. Услышав, что израильтяне расположились станом в пустыне и намереваются захватить землю, он напал на них, но потерпел поражение в месте, названном Хорма (ст. 1−3).
21:4−9 Чермное море в данном случае означает не залив, который израильтяне пересекли при исходе из Египта, а ту часть Красного моря, которая сейчас называется Акабским заливом. В то же время, «путь Чермного моря» может быть названием определенного маршрута; в таком случае, возможно, израильтяне не подходили к Акабскому заливу в этот раз.
И снова Израиль начинает роптать, выражая свое недовольство условиями жизни, в результате чего Господь посылает на народ ядовитых змеев. Многие из народа умерли, и многие продолжали умирать. В ответ на ходатайство Моисея, Бог приказал вознести над лагерем на знамени медного змея, и пообещал, что любой ужаленный, взглянув на него, будет исцелен от укусов. Эту историю использовал Господь Иисус в разговоре с Никодимом в качестве примера того, что Христу надлежит быть вознесенным на крест, чтобы грешник, взглянув на Него по вере, мог обрести вечную жизнь (Иоанна 3:1−16).
Этот медный змей позднее стал камнем преткновения для народа и, в конце концов, был уничтожен во времена правления Езекии (4 Царств 18:4).
21:10−20 Невозможно точно проследить перемещения сынов Израилевых от горы Ор до равнин Моава. Тем не менее, их остановки перечисляются в книге Чисел 21:10 — 22:1. Книга браней Господних (ст. 14) была, скорее всего, исторической летописью ранних войн Израиля. До нас эти записи не дошли. В Беэр (ст. 16−18) Господь чудесным образом даровал народу воду, когда вожди народа жезлами своими в безводной пустыне выкопали колодезь.
21:21−26 Подойдя к стране Аморреев, израильтяне попросили у них разрешения пройти их землей, но получили отказ. Более того, Сигон, царь Аморрейский, объявил войну Израилю, но потерпел поражение. Этот аморрейский царь, подобно египетскому фараону, был ожесточен Господом для того, чтобы он и его народ были побеждены в битве с Израилем (Втор 2:30). «Мера беззаконий Аморреев» (Быт 15:16) переполнилась, и Израиль стал орудием суда Иеговы.
21:27−30 Песня, ставшая поговоркой в стихах 27−30, вероятнее всего повествует о следующем: Есевон совсем недавно был отвоеван Аморреями у Моавитян. Теперь Есевон пал под натиском израильского народа. Если захватившие этот моавитский город и сами были побеждены, значит, Моав был державой третьего класса. Также, возможно, данная история цитируется в качестве доказательства того, что земля полностью принадлежала Сигону, царю Аморреев, и не являлась территорией моавитян.
Этот факт имеет большое значение, поскольку израильтянам было запрещено отнимать землю у Моава (Второзаконие 2:9).
21:31 — 22:1 Точный маршрут странствия Израиля трудно проследить в деталях. Существует предположение, что от горы Ор они двинулись на восток, а потом на север вдоль западной границы Едома к реке Заред. Вдоль берега потока Заред они прошли на восток между землями Едома и Моава, повернули на север вдоль восточной границы Моава к Арнону, и далее на запад вдоль Царского пути. Они поразили Сигона, царя Аморреев, и отправились на север, чтобы захватить Васан, царство Ога. Земли Васана представляли собой сочные пастбища к востоку от Иордана и к северу от того места, где Израиль должен был пересечь Иордан, чтобы войти в Обетованную Землю. Захватив Васан, сыны Израилевы вернулись на равнины Моава и разбили лагерь при Иордане, против Иерихона (ст. 1). Эти равнины были отвоеваны у Моава народом Аморреев (Числа 21:26), но сохранили имя Моава.
комментарии МакДональда на Числа, 21 глава