Б. Призвание двенадцати учеников (10:1−4)
10:1 В последнем стихе 9-й главы Господь наставлял Своих учеников молиться о том, чтобы было больше делателей. Для того чтобы эта молитва была искренней, ученики должны сами желать идти на труд. Поэтому здесь мы находим, что Господь призывает Своих двенадцать учеников. Он уже избрал их, а теперь призывает на особое евангелизационное служение народу израильскому. Призыв сопровождала власть изгонять нечистых духов и исцелять всякие болезни. Здесь видится уникальность Иисуса. Другие тоже совершали чудеса, но никто никогда не передавал эту власть.
10:2−4 Вот имена двенадцати апостолов:
1. Симон, называемый Петром. Пылкий, великодушный и любящий, он был врожденным лидером.
2. Андрей, его брат. Его познакомил с Иисусом Иоанн Креститель (Ин 1:36,40). Потом он привел к Нему своего брата Петра. С тех пор приводить других к Иисусу стало его занятием.
3. Иаков, сын Зеведеев, которого впоследствии убил Ирод (Деян 12:2), — первый из двенадцати умер мученической смертью.
4. Иоанн, брат его. Также сын Зеведея, он был учеником, которого любил Иисус. Мы обязаны ему четвертым Евангелием, тремя посланиями и Откровением.
5. Филипп. Житель Вифсаиды, он привел Нафанаила к Иисусу. Его не нужно путать с Филиппом-евангелистом в книге Деяний.
6. Варфоломей. Считается, что это тот самый Нафанаил, израильтянин, в котором Иисус не нашел лукавства (Ин 1:47).
7. Фома, еще называемый Дидимус, что значит «близнец». Обычно известен как «сомневающийся Фома»; его сомнения послужили к удивительному исповеданию Христа (Ин 20:28).
8. Матфей. Бывший сборщик податей, написавший это Евангелие.
9. Иаков, сын Алфеев. О нем не известно ничего определенного.
10. Леввей, прозванный Фаддеем. Он еще известен как Иуда, сын Иакова (Лк 6:16). Единственное публичное упоминание о нем записано в Ин 14:22.
11. Симон Кананит, которого Лука называет Зилотом (6:15).
12. Иуда Искариот, предатель нашего Господа.
Ученикам в то время было предположительно лет по двадцать. Они были призваны с разных житейских дорог и, вероятно, являлись молодыми людьми средних способностей. Их истинное величие заключалось в их общении с Иисусом.
В. Служение Израилю (10:5−33)
10:5−6 Далее эта глава содержит указания Иисуса, касающиеся особого проповеднического похода в дом Израилев. Его не нужно путать с посланничеством семидесяти учеников позднее (Лк 10:1) или с Великим поручением (Мф 28:19−20). Это было временное поручение с особой целью: объявить, что приблизилось Царство Небесное. Хотя некоторые из законов имеют для народа Божьего непреходящую ценность во все века, тот факт, что позже некоторые из них были отменены Господом Иисусом, служит доказательством того, что они не были задуманы для постоянного действия (Лк 22:35−36).
Сначала задается маршрут. Ученики не должны были заходить к язычникам или самарянам — смешанному племени, ненавистному для евреев. Их служение в это время было направлено исключительно к погибшим овцам дома Израилева.
10:7 Их задача — возвещать о том, что приблизилось Царство Небесное.
Если Израиль откажется принять эту весть, ему не будет извинения, потому что официальное объявление было сделано исключительно для них. Царство Небесное приблизилось в Личности Царя. Израиль должен решить: принять Его или отвергнуть.
10:8 Ученикам были даны верительные грамоты, чтобы подтвердить их посланничество. Они должны были исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять бесов. Иудеи требовали чудес (1Кор 1:22), поэтому Бог милостиво снизошел к тому, чтобы дать им эти чудеса.
А что касается вознаграждения, то представители Господа не должны были брать никакой платы за свое служение.
Они получили благословения без платы и должны раздавать их точно так же.
10:9−10 Им не нужно было запасать провиант для путешествия. Ведь они были израильтянами, проповедующими израильтянам, а среди израильтян существовал общепризнанный закон, что трудящийся достоин пропитания. Поэтому им не нужно брать с собой золото, серебро, медь, суму для еды, перемену одежды, обувь или посохи.
Наверное, здесь имеется в виду запасная обувь или запасной посох, поскольку у них уже был посох, который им разрешено было брать (Мк 6:8).
Смысл этого повеления таков: их нужды будут восполняться по принципу «каждый день заботится сам о себе».
10:11 Как они должны были позаботиться о жилье? Когда они входили в город, то должны были искать в нем достойного хозяина, который принял бы их как учеников Господа и который был бы открыт для принятия той вести, которую они несли. Если они найдут такого хозяина, то им лучше оставаться у него все время их пребывания в этом городе и не переходить к другому, даже если они найдут лучшие жизненные условия.
10:12−14 Если семейство принимало их, ученики должны были приветствовать его учтиво и с благодарностью за гостеприимство. С другой стороны, если дом отказывается принять посланников Господа, то они не обязаны молиться, чтобы мир Божий пребывал на нем, т.е. они не должны были призывать благословение на эту семью. И не только это; они должны были показать Божье недовольство, отряхнув прах со своих ног. Отвергая учеников Христа, семейство отвергало Его Самого.
10:15 Иисус предупредил, что такой отказ навлечет более суровое наказание в день суда, чем наказание развращенных Содома и Гоморры. Эти слова являются доказательством того, что в аду будут разные степени наказания, иначе как может быть одним отраднее, чем другим?
10:16 В этих стихах Иисус дает Своим двенадцати ученикам совет, как поступать, если начнутся гонения. Они будут, как овцы среди волков, окруженные злыми людьми, намеренными уничтожить их. Они должны быть мудры, как змеи, избегая давать бесполезный отпор или оказаться втянутыми в компромиссные ситуации. Они должны быть просты, как голуби, защищенные доспехами праведного характера и непритворной веры.
10:17 Им также следует остерегаться неверующих евреев, которые будут тащить их в судилища и подвергать бичеванию в своих синагогах. Нападки на них будут одновременно и гражданскими, и религиозными.
10:18 За Христа их поведут к правителям и царям. Но Божье дело восторжествует над человеческим злом.
«У человека есть его злое намерение, а у Бога — Свой путь». Во время кажущегося поражения ученики будут обладать несравненной привилегией — свидетельствовать перед правителями и язычниками. Все происходящее Бог обернет во благо. Христианство очень страдало от гражданских властей, хотя «ни одно учение не приносило столько пользы поставленным у власти».
10:19−20 Ученикам не нужно репетировать, что говорить на допросе. Когда настанет это время, Дух Божий даст им нужную святую мудрость отвечать так, чтобы прославить Христа и привести в совершенное смущение своих обвинителей. В толковании 19-го стиха нужно избегать двух крайностей.
Во-первых, наивно предполагать, что христианин не должен готовиться к проповеди заранее. Во-вторых, есть мнение, что этот стих не относится к нам сегодня. Правильно и желательно, чтобы проповедник в молитвенном состоянии перед Богом ожидал подходящего слова для каждого конкретного случая. Но правда и то, что в критической ситуации все верующие могут рассчитывать на Божье обещание дать им мудрость говорить с Божественным вдохновением. Они становятся микрофонами для Духа нашего Отца.
10:21 Иисус предупредил Своих учеников, что им придется встретиться с предательством и изменой. Брат будет доносить на своего брата. Отец предаст своего сына. Дети станут свидетельствовать против своих родителей, вследствие чего родители будут умерщвлены.
Дж. К. Макаули хорошо сказал об этом:
«Мы находимся в хорошем окружении, терпя ненависть мира... Слуга может не ожидать лучшего обращения от рук врага, чем перенес наш Господь. Если у мира не нашлось для Иисуса ничего лучшего, чем крест, то у него не найдется золотого экипажа и для Его последователей; если для Него были только тернии, то для нас не будет венцов... Только давайте убедимся, что мир действительно ненавидит нас «из-за Христа» и в нас нет ничего отталкивающего и недостойного милосердного Бога, Которого мы представляем». (J. C. Macaulay, Obedient Unto Death: Devotional Studies in John's Gospel, II:59.)
10:22−23 Ученики будут ненавидимы всеми — не всеми без исключения, но всеми культурами, национальностями, классами и т.д. «Претерпевший же до конца спасется». Если взять этот стих сам по себе, то может показаться, что спасение можно заслужить стойким терпением. Мы знаем, что так истолковать эти слова нельзя, потому что во всем Писании спасение представляется как добровольный дар Божьей благодати по вере (Еф 2:8−9). Не означает этот стих также и того, что верные Христу будут спасены от физической смерти; в предыдущем стихе предсказывается смерть некоторых верных учеников. Объяснение самое простое: терпение — признак истинно спасенных. Претерпевшие до конца во время гонения своей стойкостью показывают, что они истинно верующие.
Такое же высказывание мы находим в Мф 24:13, где оно относится к верному остатку евреев во время великой скорби, отказавшемуся компрометировать свою верность Господу Иисусу.
Их терпение ясно указывает на то, что они — истинные ученики.
В библейских отрывках, повествующих о будущем, Дух Божий часто перемещается от ближайшего к далекому будущему. Пророчество может иметь и неполное, относящееся к ближайшему времени значение, и завершенное, более далекое по времени исполнение.
Например, два пришествия Христа могут быть соединены в одном отрывке без объяснения (Ис 52:14−15; Мих 5:2−4). В стихах 22 и 23 Господь Иисус применяет такой же вид пророческого перехода. Он предупреждает Своих учеников о тех страданиях, которые им придется перенести ради Него; потом Он, по-видимому, переносится во времена великой скорби и видит учеников как характерных представителей Своих верных еврейских последователей. Он переходит от страданий первых христиан к страданиям, которые верующие будут переносить перед Его вторым пришествием.
Первую часть стиха 23 можно было бы отнести к двенадцати ученикам:
«когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой». Они не обязаны оставаться под тиранией, если можно честным путем избежать ее. «Избегать опасности — не грех, грех убегать от исполнения долга».
Последняя часть стиха 23 переносит нас в будущее, к дням, предшествующим приходу Христа для царствования: «...не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий». Эти слова не могли относиться к миссии учеников, потому что Сын Человеческий уже пришел. Некоторые учителя Библии понимают этот стих как ссылку на разрушение Иерусалима в 70 году н.э. Однако трудно понять, почему об этом разрушении можно говорить как о «пришествии Сына Человеческого». Кажется более правдоподобным видеть здесь ссылку на Его второе пришествие. Во время великой скорби верное Христу еврейское братство будет повсюду распространять Евангелие Царства. Их будут преследовать и гнать. Но пока они смогут обойти все города Израиля, Иисус вернется, чтобы судить Своих врагов и установить Свое Царство.
Может показаться, что между стихом 23 и Матфея 24:14 есть противоречие. Здесь отмечено, что не все города Израилевы успеют обойти до того, как придет Сын Человеческий. Там говорится, что до Его второго пришествия Евангелие Царства будет проповедано по всему миру. Однако здесь нет противоречия. Евангелие будет проповедано во всем мире, хотя не обязательно каждому человеку. Но эта проповедь встретит сильное сопротивление, в Израиле проповедников будут жестоко преследовать и препятствовать им. Поэтому они не обойдут всех городов Израиля.
10:24−25 Ученикам Господа часто приходится удивляться, почему к ним должно быть плохое отношение. Если Иисус был Мессией, то почему Его ученики должны страдать, вместо того чтобы царствовать? В стихах 24 и 25 Христос предвидит их замешательство и дает ответ, напоминая об их взаимоотношениях с Ним. Они ученики, Он их Учитель. Они слуги, а Он их Господин. Они домочадцы, а Он Хозяин дома. Быть учеником — значит следовать за Учителем, а не быть выше Его.
Слуги не должны ожидать, что с ними будут обращаться лучше, чем с их Хозяином. Если достопочтенного Хозяина дома назвали веельзевулом (бог лжи, акронский бог, имя которого евреи использовали вместо имени «сатана»), то тем более будут оскорблять Его домашних. Быть учеником — значит быть отвергнутым так же, как и Учитель.
10:26−27 Трижды Господь говорит Своим ученикам «не бойтесь» (ст. 26,28,31). Во-первых, они не должны бояться кажущейся победы их врагов; Его дело будет cо славой оправдано в грядущий день. До сих пор это Евангелие было окутано тайной, а Его учение было сравнительно сокрытым. Но скоро ученики должны будут провозглашать христианское учение, которое до сих пор рассказывалось им втайне, т.е. наедине.
10:28 Во-вторых, ученики не должны бояться способного на убийство человеческого гнева. Самое худшее, что могут сделать люди, это убить тело.
Физическая смерть — не самая большая трагедия для христианина. Умереть — значит быть со Христом, а это несравненно лучше. Смерть — это освобождение от греха, скорбей, болезней, страданий и смерти и переход в вечную славу. Другими словами, самое худшее, что могут сделать люди, — это на самом деле лучшее, что может случится с чадом Божьим.
Ученики не должны бояться людей, они должны иметь благоговейный страх перед Тем, Кто может и душу, и тело погубить в геенне. Самая большая утрата — это вечное разделение с Богом, с Христом и с надеждой. Духовная смерть — это потеря, которую нельзя измерить, и гибель, которой нельзя избежать никакой ценой.
Слова Иисуса в стихе 28 приводят на память эпитафию святого Джона Нокса: «Здесь лежит тот, кто так сильно боялся Бога, что никогда не боялся лица никакого человека».
10:29 Находясь среди страданий, ученики должны верить, что Бог заботится о них. Господь учит нас этому на примере везде живущего воробья. Две эти незначительные птички продавались за ассарий (мелкую монету). И все же ни одна из них не умирает без воли Отца, без Его осведомленности или присутствия. Как некто сказал: «Бог бывает на похоронах каждого воробушка».
10:30−31 Тот же самый Бог, который лично заинтересован в каждом воробушке, ведет постоянный счет волос на голове каждого из Его детей.
Прядь волос, конечно же, ценится меньше, чем воробей. Это говорит о том, что Его народ гораздо более ценен для Него, чем воробьи. Стоит ли нам тогда бояться?
10:32 На основании предшествующих рассуждений, что может быть более разумным для учеников Христа, чем бесстрашно исповедовать Его перед людьми? Любое посрамление или позор, которые им придется переносить, будет с избытком вознаграждено на небе, когда Господь Иисус исповедает их перед Своим Отцом. Здесь в исповедание Христа входит доверие Ему, как Господу и Спасителю, и исходящее из этого признание Его жизнью и устами. Для большинства из двенадцати учеников такой путь привел к личному исповеданию Господа через мученическую смерть.
10:33 Отречение от Христа на земле будет отплачено отречением перед Богом на небе. Отречение от Христа в данном случае означает отказ признать Его претензии на чью-то жизнь.
Те, чья жизнь в действительности говорит: «Я никогда не знал Тебя», услышат в конце слова Христа: «Я никогда не знал тебя». Господь здесь имеет в виду не временное отречение под давлением, как было с Петром, но такое отречение, которое становится привычным и окончательным.
Г. Не мир, но меч (10:34−39)
10:34 Слова нашего Господа нужно понимать образно, когда видимые результаты Его пришествия констатируются как очевидная цель Его пришествия.
Он говорит, что Он не мир пришел принести, но меч. Он и на самом деле не пришел принести мир (Еф 2:14−17); Он пришел, чтобы мир мог спастись через Него (Ин 3:17).
10:35−37 Но дело здесь в том, что всякий раз, когда отдельные личности становятся Его учениками, их семьи оборачиваются против них. Обращенному отцу будет противиться его неверующий сын; матери-христианке — ее неспасенная дочь. Возрожденная свекровь будет ненавидима своей невозрожденной невесткой. Таким образом, всегда имеет место выбор между Христом и семьей. Никакие природные связи не должны отклонить ученика от абсолютной преданности Господу.
Спаситель должен первенствовать над отцом, матерью, сыном или дочерью.
Одна из цен на право быть учеником — это испытать натянутые отношения, ссоры и отчужденность со стороны домашних. Эта враждебность часто бывает более горькой, чем та, что встречается в других областях жизни.
10:38 Но, кроме семьи, есть еще нечто, способное лишить Христа Его законного места обитания — это любовь к своей собственной жизни. Поэтому Иисус добавил: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Крест, конечно, был орудием казни. Взять крест и следовать за Христом — значит жить в такой преданности Ему, чтобы даже сама смерть не была для нас слишком высокой платой за это. Не от всех учеников требуется отдать свою жизнь за Господа, но все призваны ценить Его настолько высоко, чтобы не считать свою жизнь представляющей ценность.
10:39 Любовь ко Христу должна всецело подчинить себе инстинкт самосохранения: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Христа сбережет ее». Искушение в том, чтобы держаться за свою жизнь, стараясь избежать боль и утрату жизни полного посвящения. Жизнь, прожитая в свое удовольствие, — утраченная жизнь. Наиболее полезная жизнь та, которая прошла в служении Христу. Человек, который теряет свою жизнь из-за того, что посвятил ее Ему, сохранит ее в целости.
Д. Чаша холодной воды (10:40−42)
10:40 Не все отвергнут благовестие учеников. Некоторые признают их за посланников Мессии и отнесутся к ним благосклонно. Ученики будут иметь ограниченную возможность вознаградить за такую доброту, но им нечего беспокоиться — все сделанное для них будет считаться сделанным для Самого Господа и получит соответствующую награду.
Принять Христова ученика равносильно принятию Самого Христа, а принять Христа — то же самое, что принять Отца, Который послал Его, поскольку посланный представляет пославшего. Принять посла, представляющего правительство той страны, которая уполномочила его, — значит иметь дипломатические отношения с его страной.
10:41 Всякий, кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка. А.Т. Пиерсон комментирует:
«Евреи считали награду пророка самой высокой, потому что, когда цари получали царство во имя Господа и священники служили во имя Господа, приходил пророк от Господа и наставлял и царя, и священника. Христос говорит, что если ты ничего большего не сделаешь, как только примешь пророка во имя пророка, то та же награда, которая дастся пророку, будет дана и тебе, если ты окажешь ему помощь. Подумай об этом, если ты имеешь привычку критиковать проповедника! Если ты поможешь ему говорить о Боге и поддержишь его, ты получишь долю в его награде; но если из-за тебя ему будет трудно оставить работу, то ты потеряешь награду свою. Великое дело — помочь человеку, который желает делать добро. Ты не должен обращать внимание ни на его одежду, ни на внешность, ни на манеры и голос, но ты должен посмотреть выше всего этого и сказать: «А что, если это весть от Бога для меня? Не пророк ли Божий для моей души этот человек?» Если это так, то прими его, умножь его слово и труд и получи часть его награды». (Arthur T. Pierson, «The Work of Church for the Believer», The Ministry of Keswick, First Series, p. 114.)
Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. Тот, кто судит других по физической привлекательности или материальному достатку, не способен сознавать, что истинные моральные ценности часто имеют очень скромный вид. Как человек поступит с простым учеником, так поступит с ним и Сам Господь.
10:42 Никакое доброе дело, сделанное ученику Христа, не останется незамеченным. Даже чаша холодной воды будет высоко оценена, если она дана ученику потому, что он следует за Господом.
Так Господь заканчивает Свое особое поручение двенадцати, наделяя их царственным достоинством. Да, им будут противиться, их будут отвергать, арестовывать, пытать, сажать в темницы или, быть может, убивать. Но пусть они никогда не забывают, что они — представители Царя и что их славное преимущество — говорить и действовать от Его имени.
комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 10 глава