ХI. ЦАРЬ ДАЕТ НАСТАВЛЕНИЕ СВОИМ УЧЕНИКАМ (Гл. 18−20)
А. О смирении (18:1−6)
Главу 18 можно назвать «Рассуждение о величии и прощении». Она подчеркивает, какие нормы поведения должны быть присущи людям, говорящим о себе, что они — подданные Царя Христа.
18:1 Ученики всегда думали о Царстве Небесном как о золотом веке мира и процветания. Теперь они стали желать почетного положения в нем.
Их ищущий своего дух нашел свое выражение в вопросе: «Кто больше в Царстве Небесном?»
18:2−3 Иисус ответил им на живом примере. Поставив посреди них малое дитя, Он сказал, что люди должны обратиться и стать подобными малым детям, для того чтобы войти в Царство Небесное. Он говорил о внутреннем содержании Царства; чтобы стать истинным верующим, человек должен оставить мысли о своем величии и занять самое низкое положение малого дитяти. Это начинается тогда, когда он признает свою греховность и непригодность и принимает Иисуса Христа как свою единственную надежду. В таком положении он должен оставаться в продолжение всей своей христианской жизни. Иисус не считал Своих учеников неспасенными. Все, кроме Иуды, искренне верили в Него и потому были оправданы.
Но они еще не получили Святого Духа как Личность, живущую в них, и потому им не хватало силы для истинного смирения, которую мы имеем сегодня (но не всегда пользуемся ею как должно). Они также нуждались в обращении в том смысле, что их ошибочное мышление должно было измениться сообразно Царству.
18:4 Самый великий человек в Царстве Небесном тот, кто умаляется, как малое дитя. Ясно, что стандарты и ценности Царства Небесного совершенно противоположны существующим в мире. Все наше мышление должно быть перестроено; мы должны иметь те же мысли, какие у Христа (Флп 2:5−8).
18:5 Здесь Господь почти незаметно переходит от обычного ребенка к духовному. Кто принимает одного из Его смиренных последователей во имя Его, получит награду, как будто он принял Самого Господа. Сделанное для ученика считается сделанным для Учителя.
18:6 Напротив, тот, кто соблазняет верующего на грех, подвергнется тяжелому осуждению: лучше для него было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. (Крутить мельничный жернов, о котором здесь говорится, могло только животное; меньший можно было повернуть рукой.) Грешить против самого себя нехорошо, но ввести в грех верующего — значит лишить его чистоты, развратить его сознание и запятнать его репутацию. Лучше умереть насильственной смертью, чем шутить с чистотой других!
Б. О соблазнах (18:7−14)
18:7 Иисус продолжал объяснять, что невозможно не прийти соблазнам. Мир, плоть и дьявол объединились, чтобы обольщать и совращать. Но если человек становится приспешником сатаны в армии зла, его вина будет большой. Поэтому Спаситель предупреждал, что лучше проявлять строгость к себе, чем искушать чадо Божье.
18:8−9 Если грешит рука, или нога, или глаз, то лучше этот член подвергнуть хирургическому вмешательству, чем позволить ему разрушить дело Божье в жизни другого человека. Лучше войти в жизнь без рук или зрения, чем со всеми неповрежденными членами быть вверженному в ад. Господь не имеет в виду, что на небе у некоторых не будет рук, но просто объясняет физическое состояние верующего, когда он оставляет эту жизнь ради будущей. Бесспорно, что воскресшее тело будет полноценным и совершенным.
18:10 Далее Сын Божий предупредил, что нельзя презирать ни одного из малых сих, которые принадлежат Ему, будь то дитя или любой человек, принадлежащий к Царству. Желая подчеркнуть, как они важны для Бога, Он добавил, что их ангелы постоянно находятся в присутствии Бога, видя Его лицо. Ангелы здесь, по-видимому, ангелы-хранители (см. также Евр 1:14).
18:11 Этот стих о миссии нашего Спасителя опущен во многих других современных Библиях, но он соответствует кульминации этого раздела и широко подтвержден манускриптами.
18:12−13 Эти малые также являются объектом нежного спасающего служения Пастыря. Если хоть одна из ста овец отобьется от стада, Он оставляет девяносто девять и ищет заблудившуюся, пока не найдет ее. Радость Пастыря о том, что Он нашел заблудившуюся овцу, должна научить нас ценить и уважать малых Его.
18:14 Эти малые представляют ценность не только для ангелов и Пастыря, но также и для Бога Отца. Нет воли Его, чтобы один из малых сих погиб. Если они столь важны, что ими занимаются ангелы, Господь Иисус и Отец Небесный, то ясно, что мы никогда не должны презирать их, даже если они кажутся нам неприятными или незначительными.
В. Дисциплинарное наказание для нарушителей (18:15−20)
В оставшейся части главы речь идет о разборе разногласий между членами Церкви и о необходимости прощать неограниченно много раз.
18:15 Говоря об ответственности, какую несет христианин, обиженный другим верующим, Иисус дает совершенно точные указания. Сначала дело должно быть разобрано наедине между обоими тяжущимися. Если обидчик признает свою вину, то примирение достигнуто. Вся беда в том, что мы этого не делаем. Мы сплетничаем об этом с другими. Тогда дело распространяется подобно огню, и ссора усиливается. Давайте запомним, что самый первый шаг — «пойди и обличи его между тобою и им одним».
18:16 Если виновный брат не послушает, тогда обиженный должен взять с собой одного или двух свидетелей, таким образом желая приобрести его. Этим подчеркивается, что его упорное нежелание покоряться приобретает более серьезную форму. Более того, так обеспечивается компетентное свидетельство, как этого требует Писание: «...дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» Втор 19:15). Никто не может измерить величину той беды, которая постигла Церковь из-за непослушания тому простому правилу, что обвинение на человека должно быть подтверждено свидетельством одного или двух очевидцев. В этом отношении мирской суд часто действует более справедливо, чем христианские церкви или общины.
18:17 Если обвиняемый все еще отказывается признаться и извиниться, дело должно быть вынесено на рассмотрение поместной церкви. Важно отметить, что не гражданский суд, а поместная община — тот орган, который должен выслушивать дело. Христианину запрещено подавать в суд на другого верующего (1Кор 6:1−8).
Если обвиняемый отказывается признать вину перед Церковью, то его нужно считать как мытаря и грешника. Наиболее понятный смысл этого выражения: на него нужно смотреть, как на находящегося вне Церкви. Хотя в действительности он может быть верующим, он не живет как таковой, и поэтому с ним нужно поступить таким образом. Хотя он все еще является членом вселенской Церкви, от привилегий поместной церкви он должен быть отстранен. Такое дисциплинарное наказание является очень серьезным делом; оно на время отдает верующего во власть сатаны «...во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор 5:5). Цель такого наказания — привести к сознанию греха и заставить исповедать его. Пока эта цель не достигнута, верующие своим отношением должны показывать согрешившему, что они не смиряются с его грехом и не могут иметь с ним общение как с братом-христианином, однако при этом они не должны обращаться с ним грубо. Община должна предупредить его о том, что он будет вновь принят, как только появятся признаки искреннего покаяния.
18:18 Этот стих продолжает тему, рассмотренную выше. Когда община с молитвой и в послушании Слову связывает человека дисциплинарной мерой, ее действие одобряется на небесах.
Когда наказанный покаялся и исповедал свой грех, община восстанавливает его в членстве; этот разрешающий акт также утверждается Богом (см. Ин 20:23).
18:19 Возникает вопрос: какой величины должна быть община, чтобы связывать или развязывать, как описано выше? Ответ гласит: двое верующих могут приносить такие вопросы в молитве пред Богом с уверенностью, что Он слышит их. Хотя стих 19 можно использовать как обычное обещание ответов на молитвы, в контексте он относится к молитве о церковной дисциплине. Когда его используют применительно к коллективной молитве вообще, его нужно воспринимать в свете всех других учений о молитве.
Например, мы должны молиться:
1. В соответствии с открывшейся волей Божьей (1Ин 5:14−15).
2. С верой (Иак 1:6−8).
3. С искренним сердцем (Евр 10:22) и т.д.
18:20 Этот стих нужно толковать в свете контекста. Он относится в основном не к минимальному составу новозаветной Церкви, не к обычному молитвенному служению, а к собранию, где церковь ищет примирения между двумя разделенными каким-то грехом христианами. Вполне законно его можно отнести ко всем собраниям верующих, где пребывает Христос, но здесь собрание имеет особую цель.
Собираться «во имя Его» значит: по воле Его, сознавая, кем Он для нас является, и в послушании Его Слову. Ни одна группа не может заявить о себе, что только она собирается во имя Его; если бы это было так, то Его присутствие на земле было бы ограничено лишь небольшой частью Его Тела. Где бы ни были двое или трое собраны с признанием того, что Иисус — Господь и Спаситель, там Он посреди них.
Г. Безграничное прощение (18:21−35)
18:21−22 По этому поводу Петр захотел узнать, сколько раз он должен прощать брату, согрешившему против него. Наверное, он думал, что проявлял исключительное милосердие, предложив число семь как предельное для прощения. Иисус ответил: «не... «до семи», но до седмижды семидесяти раз».
В Его намерения не входило, чтобы мы восприняли 490 раз буквально; так Он образно выразил «неопределенное число» раз.
Тогда кто-то может спросить: зачем утруждать себя хождением по указанным выше ступеням? Зачем ходить к обидчику самому, потом с одним или двумя свидетелями, потом вести его в церковь? Почему бы просто не простить ему и этим положить конец делу?
Ответ таков: процесс прощения включает в себя определенные ступени, такие как:
1. Когда брат оскорбляет меня или согрешает против меня, я сразу же должен простить его в своем сердце (Еф 4:32). Это освобождает меня от горького духа непрощения и оставляет вину на нем.
2. Хотя я простил его в своем сердце, я еще не сказал ему об этом. Было бы неправильно открыто показывать, что он прощен, если он еще не каялся. Поэтому я обязан пойти к брату и обличить его с любовью, надеясь, что он признает свою вину (Лк 17:3).
3. Как только он извиняется и исповедует свой грех, я говорю ему, что он прощен (Лк 17:4).
18:23 Потом Иисус приводит притчу о Царстве Небесном, чтобы предостеречь от последствий духа непрощения некоторых подданных, получивших прощение даром.
18:24−27 Он рассказал об одном царе, который захотел привести в порядок долговую книгу. Один слуга, который должен был ему десять тысяч талантов, не мог вернуть этот долг, поэтому господин его приказал, чтобы он и его семья были проданы в рабство в уплату долга. Обезумевший от горя слуга умолял господина, чтобы тот повременил, и обещал заплатить все, если тот даст ему время.
«Как многие должники, он был очень оптимистичным, надеясь, что сможет расплатиться с долгами, если только ему будет дано время (ст. 26). Общий доход Галилеи составлял до 300 талантов, а этот человек был должен 10 000! Такая громадная сумма долга вымышлена. Она должна шокировать слушателей и привлечь их внимание, а также подчеркнуть огромный долг Богу. Мартин Лютер обычно говорил, что все мы перед Ним нищие. Мы не должны надеяться, что уплатим свои долги». (Ежедневные заметки Библейского общества)
Когда государь увидел сокрушение своего слуги, он простил ему все 10 000 талантов. Это было великодушное проявление милости, а не справедливость.
18:28−30 Слуга же тот имел друга слугу, который должен был ему сто динариев (несколько сотен долларов).
Вместо того чтобы простить товарища, он схватил его за горло и потребовал отдать полностью весь долг. Несчастный должник умолял об отсрочке, но бесполезно. Он был заключен в темницу до тех пор, пока не отдаст долга, что было для него маловероятным, так как он лишился возможности заработать деньги, потому что находился в темнице.
18:31−34 Другие слуги, возмущенные таким непоследовательным поведением, рассказали обо всем своему государю. Он разгневался на безжалостного должника: в то время как ему был прощен такой огромный долг, он не пожелал простить ничтожную сумму.
И его отдали в руки темничных истязателей, пока не уплатит свой долг.
18:35 Применение этой притчи ясно. Бог — Царь. Все Его слуги задолжали Ему огромную сумму (грех), которую они не в состоянии уплатить. С удивительным милосердием и состраданием Господь уплатил этот долг и даровал нам полное прощение даром.
Теперь представьте, что один христианин оскорбил другого. Когда ему сказали об этом, он извинился и попросил прощения. Но обиженный верующий отказывается простить. Ему самому простили миллионы долларов, а он не хочет простить несколько сотен.
Допустит ли Царь, чтобы такое поведение осталось ненаказанным? Конечно, нет! Виновник будет наказан в этой жизни и связан на судилище Христовом.
комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 18 глава