Т. Не судите (7:1−16)
Этот раздел о суде следует сразу же за провокационным учением о земных благах. Связь между этими двумя темами важна. Христианину, который оставил все, легко критиковать богатых христиан. Христиане же, которые всерьез воспринимают свою обязанность обеспечивать будущие нужды своих семей, стараются исполнить буквально все до вышеприведенных слов Иисуса в шестой главе. Так как никто не живет полностью по вере, такая критика необоснованна.
Это повеление не судить других включает в себя следующее: не судить чужие мысли — только Бог может читать их; не судить по внешности (Ин 7:24; Иак 2:1−4); не судить тех, чья совесть неспокойна в некоторых вопросах, кто не уверен в себе (Рим 14:1−5); не осуждать служение другого христианина (1Кор 4:1−5); не судить верующего собрата, злословя его (Иак 4:11−12).
7:1 Иногда эти слова нашего Господа истолковывают неправильно, дабы запретить все виды суда. Независимо от ситуации, люди набожно говорят: «Не судите, да не судимы будете».
Но Иисус не учит нас быть христианами, не имеющими способность распознавать. Он никогда не имел в виду, что мы должны отказаться от права критиковать или умения разбираться в ситуации. В НЗ есть много примеров законного суждения о поведении, состоянии или учении других. К тому же есть несколько областей, в которых христианину велено принимать решение, различать между добрым и худым или хорошим и лучшим. Вот некоторые из них:
1. Когда между верующими возникают спорные вопросы, они должны быть представлены на рассмотрение членов церкви, которые могли бы разрешить их (1Кор 6:1−8).
2. Поместная церковь должна судить серьезные грехи своих членов и принимать соответствующие меры (Мф 18:17; 1Кор 5:9−13).
3. Верующие должны оценивать доктринальное учение учителей и проповедников по Слову Божьему (Мф 7:15−20; 1Кор 14:29; 1Ин 4:1).
4. Христиане должны отличать верующих от неверующих, чтобы исполнить повеление Павла в 2Кор 6:14.
5. Члены церкви должны различать, кто имеет качества, необходимые старейшинам и диаконам (1Тим 3:1−13).
6. Мы должны различать бесчинных, малодушных, слабых и т.п. и обращаться с ними, как об этом написано в Библии (1Фес 5:14).
7:2 Иисус предупредил, что неправедный суд ожидает воздаяние: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы». На этом принципе жатвы посеянного построена вся жизнь и все взаимоотношения людей. Марк применяет этот принцип к тому, как мы принимаем Слово (4:24), а Лука применяет его к нашей свободе в размерах пожертвования (6:38).
7:3−5 Иисус разоблачает нашу склонность видеть маленькие ошибки в ком-то другом, в то же время стараясь не замечать те же ошибки в себе. Он намеренно преувеличил ситуацию (используя речевой оборот, называемый гиперболой), чтобы довести до сознания суть дела. Некто с бревном в глазе часто обвиняет другого за сучок в его глазу, не замечая собственного недостатка. Думать, что мы могли бы помочь человеку, имеющему недостаток, в то время как наши недостатки еще больше, было бы просто лицемерием. Мы должны исправить собственные недостатки, прежде чем критиковать их в других.
7:6 Стих 6 показывает, что Иисус не намеревался запрещать любой вид суда. Он предупреждал Своих учеников, чтобы они не давали святыни псам и не бросали... жемчуг перед свиньями. По закону Моисея, собаки и свиньи — нечистые животные, и здесь эти термины использованы для того, чтобы изобразить негодных людей. Если мы встречаем злых людей, которые относятся к святым истинам с явным презрением и отвечают на нашу проповедь о требованиях Христа бранью и оскорблением, мы не обязаны проповедовать им. Оказывать давление — значит вызвать еще большее порицание оскорбителя.
Нет необходимости говорить, что для распознания таких людей нужно иметь духовную проницательность. Вероятно, поэтому последующие стихи подводят нас к форме молитвы, посредством которой мы можем просить мудрости.
У. Просите, ищите, стучите (7:7−8)
7:7−8 Если мы думаем, что сможем жить согласно учению Нагорной проповеди своими силами, то мы оказались неспособными осознать сверхъестественный характер той жизни, к которой призывает нас Спаситель.
Мудрость или сила для такой жизни должны быть даны нам свыше. Поэтому здесь Иисус приглашает нас просить и еще раз просить, искать и еще раз искать, стучать и еще раз стучать.
Мудрость и сила, необходимые для христианской жизни, будут даны всем, кто искренне и неустанно молится об этом.
Если изъять стихи 7 и 8 из контекста, то их можно сравнить с незаполненным чеком для верующего, то есть в ответ на неотступную молитву мы можем получить все, что только ни попросим. Но это просто неправдоподобно. Эти стихи нужно понимать в их непосредственном контексте и в свете всего библейского учения о молитве.
Поэтому кажущиеся неограниченными данные здесь обещания на самом деле ограничиваются другими отрывками Писания. Например, из Псалма 65:18 мы узнаем, что молящийся человек не должен иметь неисповеданного греха. Христианин должен молиться с верой (Иак 1:6−8) и по воле Божьей (1Ин 5:14). Молитва должна быть настойчивой (Лк 18:1−8) и искренней (Евр 10:22).
7:9−10 Когда условия молитвы выполнены, тогда христианин может быть абсолютно уверен, что Бог услышит его и ответит ему. Эта уверенность основывается на характере Бога, нашего Отца. Судя по-человечески, мы знаем, что, если сын попросит хлеба, его отец не подаст ему камень. Также не подаст он ему змею, если тот попросит рыбы.
Земной отец не только не обманет своего голодного сына, но и не даст ему того, что может навредить.
7:11 Господь приводит аргументы от меньшего к большему. Если земные родители дают по просьбе своих детей самое лучшее, тем более Отец наш Небесный поступит так.
7:12 Прямая связь стиха 12 с предшествующим представляется такой: раз наш Отец дает нам благое, то мы должны, подражая Ему, делать добро другим. Приносит ли пользу то, что мы делаем другим, мы узнаем в том случае, если захотим, чтобы с нами поступали так же. Это золотое правило раввин Хиллель высказал отрицательными терминами лет за сто до того времени. Однако, устанавливая это правило в позитивной интерпретации, Иисус идет в обход пассивного принуждения к активной щедрости. Христианство — это не просто воздержание от греха, это активная добродетель.
В этом, говорит Иисус, закон и пророки, т.е. суммируется моральное учение закона Моисеева и пророков Израиля. Праведность, которую требует НЗ, осуществляется в обращенных верующих, которые ходят по Духу (Рим 8:4). Если бы этому закону подчинялись во всем мире, то он изменил бы все стороны международных взаимоотношений, национальной политики, семейной и церковной жизни.
Ф. Узкий путь (7:13−14)
Далее Иисус предупреждает, что врата христианского ученичества тесны и путь узок. (В большинстве манускриптов данное предложение восклицательное: «Как тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их!»). Но верные Его учению находят здесь полноценную жизнь. Есть также и широкие врата — жизнь потворства своим желаниям и самоудовлетворения. Конец такой жизни — погибель. Здесь говорится не о потере души, а о неспособности прожить согласно цели существования.
Эти стихи используют также в свидетельстве неверующим, изображая две дороги и две судьбы человеческого рода. Широкие врата и пространный путь ведут в погибель (Притч 16:25).
Тесные врата и узкий путь ведут в жизнь. Иисус — это врата (Ин 10:9) и путь (Ин 14:6). Но хотя этот отрывок и применим в данном случае, объяснение его — для верующих. Иисус говорит, что от тех, кто пойдет за Ним, потребуются вера, дисциплина и терпение. Но такая трудная жизнь — единственная, какую стоит прожить. Если ты выберешь просторный путь, у тебя будет большая компания друзей, но ты потеряешь общество Божье, которое для тебя самое лучшее.
Х. По плодам их узнаете их (7:15−20)
7:15 Какие бы строгие требования ни предъявлялись истинным ученикам, есть лжепророки, которые защищают широкие врата и просторный путь. Они настолько разбавляют истину, что, как сказал Ч. Г. Сперджен, «не остается даже из чего приготовить суп для больного кузнечика». Эти люди, притворяясь, что говорят о Боге, ходят в овечьей одежде, принимая вид истинных верующих. Но внутри они — волки хищные, т.е. они злонамеренные неверующие, охотящиеся на незрелых, колеблющихся и доверчивых.
7:16−18 Стихи 16−18 учат, как узнать этих ложных пророков: по плодам их узнаете их. Их выдают безнравственная жизнь и пагубное учение. Дерево или растение приносит плоды соответственно своей природе. Терновник не родит виноград; на репейнике не растут смоквы. Доброе дерево приносит плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые. Этот принцип истинен и в материальном, и в духовном мире. Жизнь и учение людей, претендующих на то, что они говорят от имени Бога, должно испытывать Словом Божьим: «Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис 8:20).
7:19−20 Судьба ложных пророков — быть брошенными в огонь. Участь ложных учителей и пророков — скорая погибель (2Пет 2:1). Их можно узнать по их плодам.
Ц. Я никогда не знал вас (7:21−23)
7:21 Далее Иисус Христос предупреждает о тех людях, которые говорят, что знают Его как своего Спасителя, а сами никогда не были обращены. Не всякий, кто называет Иисуса «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное. Только исполняющие волю Бога войдут в Царство. Первый шаг к исполнению воли Божьей — это поверить в Господа Иисуса (Ин 6:29).
7:22−23 В судный день, когда неверующие предстанут перед Христом (Откр 20:11−15), многие напомнят Ему, что они пророчествовали, или изгоняли бесов, или творили многие чудеса, — и все это они делали именем Его. Но их возражения будут напрасны. Иисус объявит им, что Он никогда не знал их или не считал их Своими.
Из этих стихов мы узнаем, что не все чудеса имеют Божественное происхождение и что не всякий, кто творит чудеса, уполномочен Богом. Чудо означает, что действует сверхъестественная сила. Эта сила может быть Божественной или сатанинской. Сатана может давать своим подчиненным силу изгонять демонов временно, чтобы сделать вид, будто это чудо Божественное. В таком случае он не разделяет свое царство сам в себе, а составляет еще худший заговор демонов на будущее.
Ч. Стройте на камне (7:24−29)
7:24−25 Иисус заканчивает Свою проповедь притчей, которая убеждает нас, как важно послушание. Недостаточно только слушать слова, мы должны претворять их в жизнь. Ученик, который слушает и исполняет повеление Иисуса, уподобляется мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. Его дом (жизнь) имеет твердое основание, и когда дождь и ветры обрушатся на него, он не упадет.
7:26−27 Кто слушает слова Иисуса и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. Такой человек не сможет устоять против бедственных бурь: когда пойдет дождь и подуют ветры, дом упадет, потому что не имеет твердого основания.
Если человек живет по принципам Нагорной проповеди, мир называет его безрассудным, Иисус же говорит, что он — благоразумный. Мир считает мудрым того, кто живет по видению очей своих, кто живет сегодняшним днем и для себя. Иисус называет такого человека безрассудным. Вполне уместно применять пример благоразумного и безрассудного строителей для иллюстрации Благой Вести. Благоразумный человек полагает все свое упование на Камне — Иисусе Христе, Господе и Спасителе. Человек безрассудный отказывается покаяться и отвергает Иисуса как свою единственную надежду спасения.
Но фактически объяснение притчи ведет нас дальше спасения — к практическому применению в христианской жизни.
7:28−29 Когда наш Господь закончил Свои слова, народ дивился. Если мы читаем Нагорную проповедь и не удивляемся ее преобразующему характеру, то мы не поняли ее смысла.
Люди поняли разницу между учением Иисуса и книжников. Он говорил как власть имеющий; слова же книжников были бессильными. Он был голос, а они — только эхо. Джемисон, Фоссет и Браун комментируют:
«Сознание Божественной власти Законодателя, Истолкователя и Судьи так сияло сквозь Его учение, что учение книжников могло казаться при таком свете всего лишь пустой болтовней». (Jamieson, Fausset & Brown, Critical and Explanatory Commentary on the New Testament, V:50.)
комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 7 глава