З. Власть прощать грехи (9:1−8)
9:1 Отвергнутый гергесинцами, Спаситель переправился через Галилейское море и пришел в Капернаум, который стал для Него Своим городом, после того как в Назарете Его попытались убить (Лк 4:29−31). Именно здесь Он совершил некоторые из Своих самых великих чудес.
9:2 Четыре человека пришли к Нему, неся на грубой постели (или циновке) парализованного. Марк объясняет нам, что из-за большого количества людей, слушавших Иисуса, им пришлось раскрыть кровлю дома и опустить постель перед Иисусом (2:1−12).
Когда Иисус увидел их веру, Он сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Заметьте, что Он видел их веру. Вера подсказала этим людям принести инвалида к Иисусу, а вера инвалида направилась к Иисусу за исцелением. Наш Господь сначала вознаградил эту веру, объявив, что прощаются его грехи. Великий Врач поставил причину болезни впереди симптомов; сначала Он дает самое большое благословение. Отсюда возникает вопрос: исцелял ли когда-нибудь Иисус человека, не наделяя его при этом спасением?
9:3−5 Когда некоторые из книжников услышали, как Иисус объявлял, что прощает грехи этого человека, они мысленно обвинили Его в богохульстве. В конце концов, только Бог может прощать грехи, а они, конечно же, вовсе не собирались признать Его Богом! Всеведущий Господь Иисус прочитал их мысли, упрекнул за худое в их сердцах, исполненных неверия, потом спросил у них, что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или «встань и ходи».
Фактически одинаково легко сказать и то и другое, но что легче сделать? И то и другое по-человечески невозможно, но результаты первого приказания невидимы, в то время как результаты второго видимы тотчас.
9:6−7 Чтобы показать книжникам, что Он имеет власть на земле прощать грехи (и потому Его должны почтить как Бога), Иисус снисходит до того, что дает им видимое чудо. Обращаясь к расслабленному, Он сказал: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
9:8 Когда множество народа увидело, как он шел домой со своей циновкой в руках, у них возникло два чувства: страх и удивление. Они испытывали страх от явно сверхъестественного посещения. Они прославили Бога за то, что Он дал такую власть людям. Но они совсем упустили важность чуда. Видимое исцеление расслабленного совершено было для того, чтобы убедить, что грехи этого человека прощены — невидимое чудо. Из этого они должны были понять, что увиденное ими — не демонстрация власти, данной Богом людям, а присутствие Бога среди них в лице Господа Иисуса Христа. Но они не поняли этого.
Что же касается книжников, то мы знаем из последующих событий, что они еще более ожесточились в своем неверии и ненависти.
И. Иисус призывает мытаря Матфея (9:9−13)
9:9 Напряженная атмосфера, нагнетаемая вокруг Спасителя, временно разряжается простым и кротким откликом Матфея на Его призыв. Сборщик податей, или таможенник, он и его друзья-чиновники были очень ненавидимы евреями за нечестность, за жестокие налоги, которые они устанавливали, и более всего за то, что они служили Римской империи, господствовавшей над Израилем. Когда Иисус проходил мимо конторы по сбору пошлин, Он сказал Матфею: «Следуй за Мной». Реакция Матфея была незамедлительной: он встал и последовал за Ним, оставив традиционно нечестную работу, чтобы стать настоящим учеником Иисуса. Как некто сказал: «Он потерял выгодную работу, но нашел судьбу. Он потерял хороший доход, но нашел занятие, о котором никогда не мечтал». Отнюдь не самой последней наградой для него было то, что он стал одним из двенадцати и имел честь написать Евангелие, носящее его имя.
9:10 Пир, описанный здесь, был дан Матфеем в честь Иисуса (Лк 5:29). Таким образом он всенародно исповедал Христа и представил Спасителя своим друзьям. Естественно, что его гостями были мытари и другие люди, известные как грешники!
9:11 В те дни было принято есть полулежа на кушетках, лицом к столу. Когда фарисеи увидели, что Иисус таким образом общается с подонками общества, они пошли к Его ученикам и «обвинили Его в общении» с грешниками. Конечно же, ни один пророк не стал бы есть с грешниками!
9:12 Иисус услышал это и ответил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Фарисеи считали себя здоровыми и не желали признать, что они нуждаются в Иисусе. (На самом деле они были очень больны духовно и сильно нуждались в исцелении.) Мытари и грешники, наоборот, больше их хотели знать свое истинное состояние и желали искать Христову спасающую благодать. Поэтому обвинение было справедливым! Иисус действительно ел с грешниками. Если бы Он ел с фарисеями, то такое обвинение было бы еще справедливее! Если бы Иисус не ел с грешниками в таком мире, как наш, то Ему пришлось бы всегда есть в одиночестве. Однако здесь важно напомнить, что хотя Он и ел с грешниками, Он никогда не потворствовал их злым делам и не компрометировал Свое свидетельство. Он просто использовал случай призвать их к истине и святости.
9:13 Беда фарисеев была в том, что, хотя они с большой точностью выполняли обряды иудаизма, сердца их были черствыми, холодными и безжалостными. Поэтому Иисус отпустил их, велев пойти узнать значение слов Иеговы «милости хочу, а не жертвы» (цитата из Ос 6:6). Хотя Бог учредил систему жертвоприношений, Он не хотел, чтобы обряды заменили внутреннюю праведность. Бог не ритуалист, и Ему не нравятся обряды, оторванные от личной богобоязненности, что с манерной изысканностью делали фарисеи. Они соблюдали букву закона, но не имели сострадания к тем, кто нуждался в духовной помощи. Они общались только с самоправедными людьми, такими, как они сами. Напротив, Господь Иисус ясно сказал им: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Он в совершенстве исполнил Божью волю и в отношении милости, и в отношении жертвы. Словом, в мире нет праведников, поэтому Он пришел призвать всех людей к покаянию. Но в этом содержится следующая мысль: Его призыв имел эффект только для тех, которые признают себя грешниками.
Он не может дать исцеление тем, кто горд, самоправеден и нераскаян, как фарисеи.
К. Иисуса спрашивают о посте (9:14−17)
9:14 К тому времени Иоанн Креститель, наверное, был заключен в темницу. Его ученики пришли к Иисусу с проблемой. Сами они много постились, а ученики Иисуса не постились. Почему?
9:15 Господь ответил им, приведя пример. Он был Жених, а Его ученики — гости на брачном пире. Пока Он был с ними, у них не было необходимости поститься в знак печали. Но когда Он будет взят от них, тогда Его ученики будут поститься. Он был взят от них во время смерти и погребения, а также после вознесения Он не находился со Своими учениками телесно. Хотя, согласно словам Иисуса, нам не повелевается поститься, но Он, повидимому, одобряет пост, как подходящее упражнение для тех, кто ожидает возвращения Жениха.
9:16 Вопрос, затронутый учениками Иоанна, указал Иисусу на необходимость сказать о том, что Иоанн отметил конец времени одного закона, объявляя новый век благодати. Христос показал, что принципы закона и благодати не могут быть смешаны. Старание смешать закон с благодатью напоминает использование куска новой, неотбеленной ткани для того, чтобы залатать старую одежду. При стирке она сядет и оторвется от старой ткани. В результате дыра будет еще хуже, чем была. Габелин справедливо сетует:
«Иудаистическое христианство, которое, признавая благодать и Евангелие, пытается сохранить закон и поощряет праведность по закону, еще более отвратительно в глазах Божьих, чем притворный Израиль, в прошлом поклонявшийся идолам». (Gaebelein, Matthew, p.193.)
9:17 Это смешение можно также сравнить с молодым вином, влитым в ветхие мехи. Давление, вызванное брожением молодого вина, разорвет старые кожи, потому что они уже утратили свою эластичность. Жизнь и свобода Евангелия разрушает мехи обрядности.
Наступление христианской эры неизбежно привело бы к напряжению.
Радость, которую принес Христос, невозможно совместить с формами и обрядами ВЗ. Должен быть совершенно новый порядок вещей. Петтингил объясняет это так:
«Так Царь предостерег Своих учеников от смешивания старого... и нового... И все же это как раз то, что было сделано в христианском мире. Иудаизм приштопан и принят среди христианских церквей повсеместно, и на старую одежду наклеен ярлык «Христианство». В результате — беспорядочная смесь: ни иудаизм, ни христианство, а обрядовая замена веры в живого Бога мертвыми делами. Молодое вино спасения по благодати влито в старые мехи законничества, и какой результат? А такой: кожи лопаются и рвутся, а вино разливается, и большая часть этих драгоценных живительных глотков теряется. Закон утратил свою пугающую силу, потому что смешан с благодатью, а благодать утратила свою красоту и свой характер, потому что смешана с делами закона». (W. L. Pettingill, Simple Studies in Matthew, pp. 111−112.)
Л. Власть исцелять неизлечимо больных и воскрешать мертвых (9:18−26)
9:18−19 Рассуждения Иисуса об изменении закона были прерваны обезумевшим от горя начальником синагоги, дочь которого только что умерла. (В русском тексте «теперь умирает».)
Он пал ниц пред Господом, умоляя Его прийти и вернуть ее к жизни. Поведение его было абсолютно невероятным: начальник синагоги искал помощи у Иисуса! Большинство еврейских лидеров боялось насмешек и презрения своих собратьев. Иисус почтил его веру, отправившись с учениками к дому этого начальника.
9:20 Другая помеха! Теперь это была женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением. Иисусу никогда не досаждали такие вмешательства; Он всегда был уравновешенным, доступным и охотно идущим навстречу.
9:21−22 Медицинская наука оказалась неспособной помочь этой женщине; фактически ее состояние ухудшалось (Мк 5:26). Находясь в крайней нужде, она встретила Иисуса, или по крайней мере увидела Его, окруженного толпой. Веря, что Он может и захочет исцелить ее, она пробралась сквозь толпу и прикоснулась к краю Его одежды. Истинная вера никогда не проходит незамеченной Им. Он повернулся и объявил о ее исцелении. Впервые за двенадцать лет женщина почувствовала, что она стала здорова.
9:23−24 Повествование опять возвращается к начальнику синагоги, дочь которого умерла. Когда Иисус приблизился к дому, профессиональные плакальщицы причитали, как некто сказал, «в искусственной печали». Он приказал освободить комнату от присутствующих, объявляя в то же время, что девица не умерла, но спит. Некоторые исследователи Библии считают, что Господь использовал слово «спит» в переносном смысле, подразумевая слово «смерть». Однако другие считают, что девочка была в коме. Такая интерпретация не отвергает способность Иисуса воскресить ее, если бы она и умерла; но она подчеркивает, что Иисус был слишком честен, чтобы приписать Себе воскрешение мертвой тогда, когда она на самом деле не умерла. Сэр Роберт Андерсон поддержал это мнение. Он указал на то, что отец и другие присутствующие сказали, что она умерла, но Иисус говорил: «Нет».
9:25−26 Во всяком случае, Господь взял девочку за руку — и случилось чудо: она встала. Не понадобилось много времени, чтобы весть об этом чуде разнеслась по всей той местности.
М. Власть давать зрение (9:27−31)
9:27−28 Когда Иисус ушел из дома начальника синагоги, двое слепых следовали за Ним, умоляя Его вернуть им зрение. Лишенные естественного зрения, эти двое имели острое духовное зрение. Обращаясь к Иисусу как Сыну Давидову, этим они признавали Его долгожданным Мессией и истинным Царем Израиля. И они знали, что, когда придет Мессия, одной из Его верительных грамот будет способность давать зрение слепым (Ис 61:1, ссылка на RSV). Когда Иисус испытал их веру, спросив, верят ли они, что Он может это сделать (дать им зрение), они, не колеблясь, ответили: «Да, Господи».
9:29−30 Тогда великий Врач коснулся глаз слепых и заверил их, что, по вере своей, они будут видеть. Тотчас глаза обоих стали абсолютно здоровыми. Человек говорит: «Видеть — значит верить». Бог говорит: «Верить — значит видеть». Иисус говорил Марфе: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин 11:40). Автор Послания к Евреям записал: «Верою познаем...» (11:3), апостол Иоанн писал: «Сие написал я вам, верующим... дабы вы знали...» (1Ин 5:13). Бог недоволен такой верой, которая требует сначала чудес. Он хочет, чтобы мы верили Ему просто потому, что Он — Бог. Почему Иисус строго приказал исцеленным никому не рассказывать о чуде? Из ссылки на Мф 8:4 можно предположить, что Он, наверно, не хочет разжигать преждевременное движение за то, чтобы воцарить Его. Народ был еще необращен; Он не может царствовать над ними до тех пор, пока они не родятся свыше. К тому же революционное восстание в пользу Иисуса могло бы навлечь на евреев страшную месть со стороны Римского правительства. Кроме того, Господь Иисус должен был взойти на крест, прежде чем Он сможет править как Царь. Все, что перекрывало Ему путь к Голгофе, изменило бы предопределенный Богом план.
9:31 Будучи безмерно благодарными за возвращенное зрение, эти двое разгласили о своем чудесном исцелении. Хотя нам, быть может, хочется посочувствовать им или даже восхититься ими, их полным избытка чувств свидетельством, все же их непослушание неизбежно принесло больше зла, чем добра, по всей вероятности, возбудив среди людей не исполненный Духом, а поверхностный интерес. Факт остается фактом: что даже самое страстное желание выразить свою благодарность не служит законным оправданием непослушанию.
Н. Власть отверзать уста (9:32−34)
9:32 Сначала Иисус дал жизнь умершей, потом зрение слепым, теперь речь немому. Кажется, здесь мы находим согласованную очередность чудес: сначала жизнь, потом разум, а потом свидетельство.
Злой дух поразил этого человека немотой. Кто-то очень позаботился о том, чтобы привести бесноватого к Иисусу. Бог да благословит тех благородных неизвестных, которые были Его орудиями, приводя других к Иисусу!
9:33 Как только бес был изгнан, немой стал говорить. Безусловно, мы можем предполагать, что этот человек применил всю силу своей восстановленной речи для служения и свидетельства о Том, Кто так милостиво исцелил его. Простые люди сознавали, что Израиль стал свидетелем беспримерных чудес.
9:34 А фарисеи отвечали им, что Иисус изгоняет бесов силою князя бесовского. Этому их обвинению Иисус позднее дал название непрощаемого греха (12:32). Приписать чудеса, которые Он творил Духом Святым, власти сатаны, было богохульством против Святого Духа. В то время как другие получали благословение от исцеляющего прикосновения Христа, фарисеи оставались духовно мертвыми, слепыми и немыми.
VI. АПОСТОЛЫ МЕССИИ ПОСЛАНЫ ДАЛЬШЕ В ИЗРАИЛЬ (9:35 — 10:42)
А. Нужда в жнецах (9:35−38)
9:35 С этого стиха начинается так называемый третий Галилейский обход. Иисус обходил города и селения, проповедуя Благую Весть Царства: что Он — Царь Израиля и что, если народ покается и признает Его Царем, Он будет царствовать над ним. В это время Израилю чистосердечно предлагалось Царство. Что стало бы, если бы Израиль принял его? Библия не дает ответа на этот вопрос. Мы знаем, что Христу все равно нужно было умереть, чтобы создать справедливое основание, опираясь на которое Бог мог бы оправдывать грешников во все века.
Уча и проповедуя, Христос исцелял всякую болезнь и немощь в людях.
Как чудеса своим скромным милосердием характеризовали первый приход Мессии, так они отметят Его второе пришествие в силе и славе великой (Евр 6:5 — «сил будущего века»).
9:36 Когда Он смотрел на толпы израильтян, изнуренных и беспомощных, Он видел их, как овец, не имеющих пастыря. Его большое, исполненное жалости сердце расположилось к ним. О, если бы мы могли больше знать о томлении и духовном состоянии погибающих и умирающих. Как нам нужно постоянно молиться: Дай мне смотреть на эту толпу, как смотрел мой Спаситель, пока мои глаза не затуманятся от слез; дай мне с сочувствием смотреть на этих заблудших овец и любить их ради любви к Нему.
9:37 Нужно было совершать огромную работу духовной жатвы, но делателей было мало. Эта проблема, кажется, сохранилась до сего дня: нужды всегда больше, чем рабочей силы.
9:38 Господь Иисус велел ученикам просить Господина жатвы выслать делателей на жатву Свою. Обратите внимание, что здесь бросает клич не нужда. Работники не должны идти, пока их не пошлют.
Христос, Сын Божий,
Послал меня в полуночные страны,
Меня посвятили на этот труд
Его пронзенные руки.
(Джерард Терстиген)
Иисус не удостоверяет личность Господина жатвы. Некоторые полагают, что это Святой Дух. В 10:15 Иисус Сам посылает учеников, из чего должно быть ясно, что Он Сам — Тот, Кому мы должны молиться о евангелизации мира.
комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 9 глава