Ж. Бракосочетание и развод (10:1−12)
10:1 Из Галилеи наш Господь отправился на юго-восток, в Перею, область, расположенную на восточной стороне Иордана. Его служение в Перее продолжается до 10:45.
10:2 Очень быстро Его находят фарисеи. Они, как стая волков, шли за добычей. Желая уловить Его в западню, они спросили, позволительно ли разводиться. Иисус указал им на Пятикнижие. Что заповедал Моисей?
10:3−9 Они ушли от Его вопроса, заметив, что Моисей позволил. Он позволил мужчине разводиться с женой при условии, что он напишет ей разводное письмо. Но не в это было в замыслах Божьих; развод был позволен лишь по жестокости человеческих сердец. По Божественному замыслу мужчина и женщина сочетались на всю жизнь. Заповедь эта восходит к сотворению Богом мужчины и женщины.
Мужчине надлежит оставить своих родителей и сочетаться браком, чтобы он и его жена стали одной плотью. Что Бог сочетал, то не должно быть разлучено по человеческому указу.
10:10 По-видимому, это было трудно принять даже Его ученикам. В то время женщины не имели правовой защиты и уважения. Часто с ними обращались почти с презрением. Мужчина мог развестись с женой, если был недоволен ею. Она не имела никаких прав. Нередко с ней обращались как с собственностью.
10:11−12 Когда ученики задали Господу этот же вопрос, Он прямо сказал, что повторный брак после развода — прелюбодеяние, независимо от того, кто виновник развода: мужчина или женщина. Рассматривая этот стих сам по себе, можно прийти к выводу, что развод запрещен при любых обстоятельствах. Но в Мф 19:9 Иисус делает исключение. Там, где один супруг виновен в измене, другому позволено взять развод и, следовательно, быть свободным для повторного вступления в брак. Также и в 1Кор 7:15 разрешается развод, когда неверующий супруг оставляет верующего.
Есть, конечно же, трудности, касающиеся темы развода и повторных браков в целом. Порой семейные отношения настолько запутаны, что требуется мудрость Соломона, чтобы все распутать. Самый лучший способ избежать путаницы — это избегать развода. Развод омрачает жизнь и ставит много вопросов перед теми, кто причастен к нему. Когда разведенный хочет стать членом поместной церкви, старшие братья должны рассматривать этот случай в страхе Божьем. Каждый случай непохож на другой и должен рассматриваться отдельно.
Этот отрывок показывает, что Христос заботился не только о святости супружеских уз, но также и о правах женщины. Христианство относится к женщинам с должным почтением, чего не встретишь в других религиях.
З. Иисус благословляет детей (10:13−16)
10:13 Здесь мы видим заботу Господа Иисуса о детях. Ученики не допускали родителей, которые приносили своих детей, чтобы Учитель и Пастырь благословил их.
10:14−16 Господь вознегодовал и сказал, что Царство Божье принадлежит малым детям и тем, кто верит и смиряется подобно детям. Для того чтобы войти в Царство, взрослые должны уподобиться малым детям. Джордж Макдональд любил повторять, что не верит в христианство человека, если возле его двери нет играющих мальчиков и девочек. Безусловно, эти стихи должны произвести впечатление на служителя Господа: как важно достигать детей Словом Божьим. Детские умы чрезвычайно податливы и восприимчивы. У. Грехем Скрогги сказал: «Будьте наилучшими для детей и дайте им самое хорошее».
И. Богатый юноша (10:17−31)
10:17 Очевидно, богатый человек предстал перед Господом с искренним вопросом. Называя Иисуса «Учитель благий», он спросил, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную.
10:18 Иисус остановился на словах «Учитель благий». Он не отказывался от этого звания, но использовал его, чтобы испытать веру человека. Один лишь Бог благ. Желал ли богатый человек исповедать Господа Иисуса Христа как Бога? Очевидно, нет.
10:19−20 Далее Спаситель использовал для познания греха закон. Этот человек обольщал себя тем, что можно унаследовать Царство по принципу деления. В таком случае пусть он исполняет закон, который говорит ему, что нужно делать. Наш Господь напомнил ему пять заповедей, которые в основном касаются наших отношений с ближними. Фактически, эти заповеди гласят: возлюби ближнего своего, как самого себя. Человек сказал, что он сохранил эти заповеди от юности своей.
10:21−22 Но действительно ли он любил своего ближнего, как самого себя? Если да, то пусть докажет это, продав все свое имущество и раздав деньги нищим. О, это совсем другое дело! Он отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Господь Иисус Христос не имел в виду, что человек мог получить спасение, продав свое имение и раздав его как милостыню. Есть лишь один путь к спасению — вера в Господа. Но для того чтобы обрести спасение, человек должен признать, что он грешник и не соответствует святым Божьим требованиям. Господь указал человеку на десять заповедей, чтобы убедить его в греховности. Нежелание богатого юноши делиться своим имуществом показало, что он не любит своего ближнего, как самого себя. Ему нужно было сказать: «Господи, если требуется именно это, то я — грешник. Я не могу спасти себя собственными усилиями. Поэтому я прошу: спаси меня по Твоей милости». Но он слишком любил свое имение. Он не желал отказаться от него. Он предпочел сохранить свое имение.
Когда Иисус предложил этому человеку все продать, Он не указывал на этот метод, как на путь спасения. Он указал человеку на то, что тот нарушил закон Божий и, следовательно, нуждается в спасении. Если бы он откликнулся на это указание, ему был бы дан путь спасения.
Но здесь возникает еще один вопрос. Должны ли мы, верующие, любить своих ближних, как самих себя? Говорит ли нам Иисус: «Что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест»? Каждый должен ответить себе сам, но прежде рассмотрим следующие неоспоримые факты:
1. Тысячи людей ежедневно умирают от голода.
2. Более половины населения земного шара никогда не слышало Благую Весть.
3. Наши материальные ценности можно использовать для того, чтобы облегчить духовные и физические нужды людей.
4. Пример Христа учит нас, что нам следует стать бедными, чтобы другие были богатыми (2Кор 8:9).
5. Зная, как коротка наша жизнь и как близок приход Христа, мы должны сделать вывод: вкладывать свои деньги в дело Божье сейчас. Когда Он придет, будет слишком поздно.
10:23−25 Посмотрев, как богатый человек исчез в толпе, Иисус заметил, что трудно богатым войти в Царство Божье. Учеников поразили эти слова; они привыкли считать богатство благословением от Бога. Поэтому Иисус повторил: «Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божье! И действительно, — продолжил Он, — удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье».
10:26−27 Это вызвало у учеников следующий вопрос: кто же может спастись? Как иудеи, живущие под законом, они не без основания рассматривали богатство как показатель Божьих благословений. Согласно закону Моисея, послушным Бог обещал процветание. Из этого ученики должны были заключить, что если в Царство не может войти богатый человек, то и никто не может. Иисус ответил, что невозможное для людей возможно Богу. К какому же заключению мы приходим, изучив этот отрывок?
Прежде всего, особенно трудно спастись богатым людям (ст. 23), потому что они любят свое богатство больше, чем Бога. Они скорее откажутся от Бога, чем от своих денег. Они полагаются не на Господа, а на свое богатство. Пока они остаются в подобном состоянии, они не могут получить спасение. Действительно, в ВЗ богатство было знаком Божьего благоволения. Но сейчас положение изменилось. Вместо признака Божьего благословения богатство стало проверкой посвященности человека Богу.
Верблюду легче пройти сквозь ушко иглы, чем богатому человеку войти во врата Царства. Другими словами, богач просто не может спастись. Здесь кто-то может возразить, что, попросту говоря, никто не может спастись. Это правда. Но это еще большая правда в случае с богатым человеком. Он сталкивается с обстоятельствами, о которых бедняк даже не подозревает. Власть маммоны должна быть свргнута с престола его сердца, и он должен предстать перед Богом как нищий. Произвести такую перемену человеческими усилиями невозможно. Только Бог может это сделать.
Христиане, которые собирают сокровища на земле, обычно расплачиваются за свое непослушание в жизни своих детей. Очень редко дети из таких семей находятся в правильных отношениях с Господом.
10:28−30 Петр ухватил суть учения Спасителя. Он понял, что этим Иисус сказал: «Оставьте все и следуйте за Мною». Иисус подтвердил истинность его слов, пообещав вознаграждение ныне и в вечности тому, кто оставит все ради Него и Евангелия.
1. Нынешнее вознаграждение составляет десять тысяч процентов, но не в деньгах, а:
а) в домах — домах тех людей, которые предоставляют жилище служителям Господа;
б) в братьях, сестрах, отцах, матерях и детях — христианских друзьях, общение с которыми обогащает жизнь;
в) в землях — странах мира, на которые он притязает во имя Царя;
г) в гонениях — они часть нынешнего вознаграждения. Если человек достоин пострадать ради Иисуса — это повод для радости.
2. Грядущее вознаграждение — жизнь вечная. Это не означает, что, оставляя все, мы зарабатываем жизнь вечную. Жизнь вечная — дар. Здесь заключена мысль, что оставляющие все получат в награду еще большую способность наслаждаться вечной жизнью на небесах. Все верующие будут иметь эту жизнь, но не все будут наслаждаться ею в одинаковой степени.
10:31 Затем наш Господь добавил предупреждение: «Многие же будут первые последними, а последние первыми». Хорошее начало на пути ученичества — это еще не все. Засчитываться будет то, как мы придем к финишу.
Айэнсайд сказал:
«Не каждый, кто пообещал быть верным и посвященным последователем, будет идти по пути самоотречения ради имени Христа до конца. Будут и те, которые, казалось, находились сзади, в посвящении которых сомневались, но которые сохранят верность и жертвенность в годину испытания». (Harry A. Ironside, Expository Notes on the Gospel of Mark, p. 157.)
К. Третье предсказание страданий Слуги (10:32−34)
10:32 Настало время отправиться в Иерусалим. Господа Иисуса Христа этот путь вел к скорби и страданию Гефсимании, к позору и агонии креста. Какие чувства наполняли Его в этот момент? Разве не можем мы понять это из слов: «Иисус шел впереди их»?
Он был полон решимости выполнить Божью волю, полностью осознавая, чего это стоит. Он был одинок — Он шел один впереди учеников. И Его наполняла радость — глубокая, непреходящая радость от сознания, что Он исполняет волю Отца, радостная перспектива грядущей славы, радость искупления Своей Невесты. Он знал об ожидающей Его радости, и потому, презрев позор, шел на крест.
Мы также изумляемся, видя, как Он шествует впереди. Наш непоколебимый Вождь, Начальник и Совершитель нашей веры, наш славный Господь, Божественный Князь. Эрдман пишет:
«Давайте остановимся и посмотрим на Его лицо. Сын Божий, твердо шагающий к кресту! Не побуждает ли это нас на новые подвиги в следовании за Ним; не загорается ли в нашем сердце огонь любви, когда мы видим, как Он добровольно идет на смерть за нас; и не удивляет ли нас смысл и тайна этой смерти?» (Erdman, Mark, p. 147.)
Ученики, которые следовали за Ним, были в страхе. Они знали, что религиозные власти в Иерусалиме желали Его смерти.
10:33−34 Впервые Иисус детально описал Своим ученикам грядущие события. Этот пророческий план свидетельствует о том, что перед нами больше чем Человек:
1. «Вот, мы восходим в Иерусалим» (11:1 — 13:37).
2. «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам» (14:1−2,43−53).
3. «Осудят Его на смерть» (14:55−65).
4. «И предадут Его язычникам» (15:1).
5. «И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (15:2−38).
6. «И в третий день воскреснет» (16:1−11).
Л. Первенство — в служении (10:35−45)
10:35−37 Вслед за этим горьким предсказанием о Его приближающемся распятии подошли к Нему Иаков и Иоанн с несвоевременным вопросом. Их желание было прекрасным — ведь они хотели быть ближе к Христу, но жажда собственного величия, по меньшей мере, нескромна. Они показали свою веру в то, что Иисус скоро воздвигнет Свое Царство, а им следовало бы думать о предстоящих Ему страданиях.
10:38−39 Иисус спросил у них, могут ли они пить Его чашу, которая символизирует Его страдания, и участвовать в Его крещении — прообразе Его смерти. Они заявили, что могут, и Он подтвердил, что они правы. Они пострадают за свою преданность Ему, а Иаков даже примет мученическую смерть (Деян 12:2).
10:40 Но затем Он объяснил, что почетные места в Царстве не даются произвольно. Их нужно заслужить. Здесь хорошо вспомнить, что вход в Царство открыт нам по благодати через веру, но наше положение в Царстве будет определяться верностью Христу.
10:41−44 Другие десять учеников начали негодовать на Иакова и Иоанна, попытавшихся их опередить. Но их негодование свидетельствовало о том, что у них был тот же дух. Это дало возможность Господу Иисусу Христу преподать им прекрасный урок о господстве, кардинально отличающемся от общепринятого. Среди необращенных великие мира сего правят по своему произволу. Они господствуют и властвуют над подчиненными. Но в Царстве Христа первенство отмечено служением. Кто хочет быть первым, пусть будет всем рабом.
10:45 Наивысший пример этому — Сам Сын Человеческий, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Подумайте об этом! Он сверхъестественным образом родился в этом мире. Вся Его жизнь состояла из служения. И Он отдал Свою жизнь в заместительной смерти. Как упоминалось выше, стих 45 — ключевой стих всего Евангелия. Это богословие в миниатюре, картина величайшей жизни, которую когда-либо знал мир.
М. Исцеление слепого Вартимея (10:46−52)
10:46 Далее действие переносится из Переи в Иудею. Господь и Его ученики переправились через Иордан и вошли в Иерихон. Там они встретили слепого Вартимея, человека с отчаянной нуждой, знающего об этой нужде и имеющего решимость избавиться от нее.
10:47 Вартимей признал в нашем Господе Сына Давида и обратился к Нему по этому имени. Какая ирония! В то время как народ израильский был слеп, не видя, что среди них присутствует Мессия, слепой еврей обладал истинным духовным зрением!
10:48−52 Его настойчивый вопль о милости не остался без ответа. На конкретную мольбу о зрении был дан конкретный ответ. Его благодарность выразилась в исполненном веры ученичестве, когда он последовал за Иисусом в Его последнем пути в Иерусалим. Должно быть, сердце Господа возликовало, когда Он, идя на крест, нашел в Иерихоне подобную веру. Хорошо, что Вартимей воззвал к Господу именно в этот день, потому что Спаситель никогда больше не проходил этой дорогой.
комментарии МакДональда на евангелие от Марка, 10 глава