Е. Притча о злых виноградарях (12:1−12)
12:1 Господь Иисус не перестал беседовать с еврейскими властями, даже когда отказался отвечать на их вопрос.
В форме притчи Он предъявил им резкое обвинение в том, что они отвергли Сына Божьего. Человек, насадивший виноградник — Сам Бог. Виноградник — это привилегированное положение, занимаемое Израилем. Оградой служил закон Моисея, отделивший Израиль от язычников и предохранявший их, как избранный Божий народ. Виноградарями были религиозные вожди, такие как фарисеи, книжники и старейшины.
12:2−5 Бог многократно посылал Своих слуг, пророков, к израильскому народу, ища общения, святости и любви. Но народ преследовал пророков и убил некоторых из них.
12:6−8 Наконец, Бог послал Сына Своего возлюбленного. Они, конечно же, должны были постыдиться Его. Но этого не произошло. Они составили против Него заговор и в конце концов убили. Этими словами Господь предсказывал Свою собственную смерть и указал на Своих убийц.
12:9 Что сделает Бог с такими злыми людьми? Он предаст их смерти, а привилегированное место отдаст другим. Под словом «другие» можно подразумевать язычников или покаявшийся в последние дни остаток Израиля.
12:10−11 Все это было во исполнении ветхозаветных Писаний. Например, в Пс 117:22- 23 предсказано, что иудейские вожди отвергнут Мессию в планах своего строительства. Они не найдут места для краеугольного камня. Но после Своей смерти Он воскреснет из мертвых и займет преимущественное положение, данное Ему Богом. Он будет соделан главою угла в Божьем строении.
12:12 Еврейские начальники поняли смысл притчи. Они верили, что Псалом 117 говорил о Мессии. Теперь они услышали, как Господь Иисус Христос применил его к Себе. Они старались схватить Его, но еще не пришло Его время. На сторону Иисуса мог стать народ. Итак, религиозные лидеры до времени оставили Его.
Ж. Кесарево кесарю, а Божье Богу (12:13−17)
В главе 12 мы читаем о нападках на Господа со стороны фарисеев, иродиан и саддукеев. Это глава вопросов (см. ст. 9,10,14,15,16,23,24,26,28,35,37).
12:13−14 Фарисеи и иродиане, непримиримые враги, сейчас сошлись вместе: их объединила общая ненависть к Спасителю. Они отчаянно старались вынудить Его сказать что-нибудь такое, что можно было использовать для обвинения против Него. Поэтому они спросили у Него, позволительно ли давать подать римскому правительству.
Никому из иудеев не нравилось жить под правлением язычников. Фарисеи страстно ненавидели их, в то время как иродиане заняли более терпимую позицию. Если бы Иисус открыто поддержал уплату подати кесарю, то многие евреи отошли бы от Него.
Если бы Он высказался против кесаря, то они оказали бы давление на римские власти, чтобы задержать Его и судить как изменника.
12:15−16 Иисус попросил, чтобы кто-нибудь принес Ему динарий. (Очевидно, у Него не было.) На монете был изображен кесарь Тиберий в напоминание о том, что евреи — завоеванный, порабощенный народ. Почему они находились в таком состоянии? Из-за греха и неверности. Их нужно было смирить, заставив признать, что на используемых ими монетах было изображение языческого диктатора.
12:17 Иисус сказал им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Его ответ обличил их, но это обличение касалось не первой части слов Христа, а второй. Хоть и с нежеланием, но они платили подати римлянам, права же Бога на их жизнь они оставили без внимания. На монете было изображение кесаря, следовательно, она принадлежала кесарю. Человек носит образ Божий, Бог создал его по Своему образу и подобию (Быт 1:26−27), следовательно, человек принадлежит Богу.
Верующий должен повиноваться правительству, под управлением которого он живет, и поддерживать его.
Ему не следует поносить руководство страны или принимать участие в свержении правительства. Он обязан платить налоги и молиться за всех начальствующих. Если его призывают сделать нечто такое, что нарушило бы его верность Христу, он должен отказаться и понести наказание. Божьи требования должны быть на первом месте. Придерживаясь этих требований, христиане должны быть всегда добрым свидетельством для мира.
З. Саддукеи и их загадка о воскресении мертвых (12:18−27)
12:18 Саддукеи были либералами и рационалистами того времени, признающими только разум, а не веру. Они насмехались над учением о телесном воскресении. Стремясь высмеять это убеждение, они пришли к Господу с нелепым рассказом.
12:19 Они напомнили Иисусу, что закон Моисея предусмотрел особую заботу о вдовах в Израиле. Чтобы сохранить имя семьи и удержать за ней собственность, закон предписывал, что если мужчина умирал, не оставив детей, то его брат должен был жениться на вдове (Втор 25:5−10).
12:20−23 Здесь приводится фантастический рассказ о женщине, которая поочередно выходила замуж за семерых братьев. Затем после всех умерла и она. И здесь они задали «умный» вопрос! «Итак, в воскресении... которого из них будет она женою?»
12:24 Они были о себе очень высокого мнения; Спаситель же указал на глубину их невежества, поскольку они не знали как Писания, которое учит о воскресении мертвых, так и силы Божьей, которая воскрешает мертвых.
12:25 Прежде всего им следовало знать, что брачные отношения не продолжаются на небе. На небесах верующие узнают друг друга и не потеряют своих отличий как мужчины и женщины, но не будут жениться и выходить замуж. В этом отношении они будут, как ангелы на небесах.
12:26−27 Затем Господь указал саддукеям, которые ценили книги Моисея выше остального ВЗ, на происшедшее с Моисеем у горящего куста (Исх 3:6). Там Бог говорил о Себе как о Боге Авраама, Боге Исаака и Боге Иакова. Спаситель использовал это место, чтобы показать, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.
Позвольте! Разве Авраам, Исаак и Иаков не были мертвы, когда Бог явился Моисею? Да, их тела находились в пещере Махпела в Хевроне. Каким же образом Бог есть Бог живых?
Аргументы, очевидно, следующие:
1. Бог дал патриархам обетования, касающиеся как земли, так и Мессии.
2. Эти обетования не исполнились при их жизни.
3. Когда Бог говорил с Моисеем у горящего куста, тела патриархов были в могиле.
4. И все же Бог говорил о Себе как о Боге живых.
5. Он должен выполнить обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову.
6. Исходя из того, что нам известно о характере Бога, воскресение — абсолютная необходимость.
И поэтому Господь сказал саддукеям на прощание: «Итак вы весьма заблуждаетесь».
И. Наибольшая заповедь (12:28−34)
12:28 Находясь под впечатлением того, как умело наш Господь справился с вопросами Своих критиков, один из книжников спросил Его, какая заповедь наиболее важная. Это был честный и в определенной степени наиболее важный жизненный вопрос. Фактически он просил дать сжатую формулировку главной цели существования человека.
12:29 Вначале Иисус процитировал «Шема», еврейский символ веры из (Втор 6:4): «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый».
12:30 Затем Он суммировал ответственность человека перед Богом: любить Его всем сердцем, душою, разумом и всей силой. Бог должен занимать высшее положение в жизни человека. Нельзя позволить, чтобы какая-то другая любовь соперничала с любовью к Богу.
12:31 Вторая часть Десяти заповедей учит нас любить своего ближнего, как самого себя. Мы должны любить Бога больше, чем себя, а нашего ближнего, как самих себя. Итак, подлинный смысл жизни — это прежде всего интересы Бога, а затем других. О материальном речь не идет. Важен Бог, и важны люди.
12:32−33 Книжник всем сердцем согласился с этим объяснением, отметив с похвальной ясностью, что любовь к Богу и к ближнему более важна, чем обряды. Он понимал, что люди могли совершать религиозные церемонии и демонстрировать другим свою набожность, не имея внутренней, личной святости. Он признал, что Бог обращает внимание как на духовное состояние человека, так и на его поступки.
12:34 Услышав эти замечательные слова, Иисус сказал книжнику, что он недалеко от Царства Божьего. Истинные подданные Царства не пытаются обмануть Бога, людей или самих себя, прикрываясь внешней религиозностью.
Понимая, что Бог смотрит на сердце, они приходят к Нему за очищением от греха и за силой жить угодной Ему жизнью.
После этого никто уже не смел расставлять Господу ловушки провокационными вопросами.
К. Сын Давида — Господь Давида (12:35−37)
Книжники всегда учили, что Мессия будет потомком Давида. Это правда, но не вся. Поэтому Господь Иисус Христос задал этот проблемный вопрос собравшимся вокруг Него во дворе храма. В Пс 109:1 Давид говорит о грядущем Мессии как о своем Господе. Как это может быть? Как мог Мессия быть одновременно Сыном Давида и его Господом? Для нас ответ ясен. Мессия — и Человек, и Бог. Как Сын Давида, Он Человек, как Господь Давида, Он Бог. Множество народа слушало Его с наслаждением. Очевидно, что они желали принять этот факт, даже если он был им не вполне понятен. Однако ничего не сказано о фарисеях и книжниках. Их молчание зловеще.
Л. Предостережение против книжников (12:38−40)
12:38−39 Религиозность книжников была внешней. Они любили ходить в длинных одеждах. Это выделяло их из среды простого народа и придавало им видимость святости. Они любили, чтобы их приветствовали в общественных местах, называя высокопарными титулами. Это тешило их самолюбие! Они стремились занять почетные места в синагогах, как если бы занимаемое ими место могло иметь какое-то отношение к благочестию. Они не только стремились к религиозному превосходству, но жаждали также и социальных отличий. Они хотели занимать первые места и на пиршествах.
12:40 Внутренность же их была исполнена алчности и лицемерия. Для своего обогащения они лишали вдов их собственности и средств к существованию, делая вид, что деньги нужны для Господа! Они произносили долгие молитвы — напыщенные, высокопарные, исполненные тщеславия, молитвы только на словах. Другими словами, им нравились неординарность (длинные одежды), популярность (приветствия), видное положение (лучшие места), первенство (лучшее положение), владение имуществом (дома вдов), напускная набожность (длинные молитвы).
М. Две лепты вдовы (12:41−44)
Яркой противоположностью алчности книжников было ревностное служение вдовы. Те «поедали» дома вдов; а она все, что имела, отдала для Господа. Этот случай показывает всеведение Господа.
Видя, как богатые опускают солидные пожертвования в храмовую сокровищницу, Он знал, что даваемое ими не является жертвой. Они клали от избытка своего. Зная также, что две лепты, которые положила вдова, представляли все ее пропитание, Он заявил, что вдова положила больше всех вместе взятых, клавших в сокровищницу. В денежном выражении она положила очень мало. Но Господь ценит дар по нашему побуждению, нашим средствам и тому, как много мы оставили себе. Это великое одобрение для тех, у кого не много материального имущества, но большое желание жертвовать Богу.
Поражает то, что мы можем восхищаться вдовой и соглашаться с мнением Спасителя, но не подражаем примеру этой женщины! Если бы мы действительно верили в то, во что мы, по нашим словам, верим, то мы сделали бы то же, что сделала она. В этом даре она выразила свое убеждение, что все принадлежит Господу, что Он достоин всего и что Он должен иметь все. Сегодня многие христиане критикуют ее, что она не позаботилась о своем будущем. Ее поступок говорит об отсутствии предусмотрительности и благоразумия? С этим многие согласятся. Однако в этом жизнь веры — все отдавать на дело Божье сейчас и доверять Ему будущее. Разве Он не обещал позаботиться о тех, кто прежде всего ищет Царства Божьего и Его праведности (Мф 6:33)?
Радикально? Революционно? Пока мы не увидим, что учение Христа радикально и революционно по своей сути, нам будет непонятен главный смысл Его служения.
комментарии МакДональда на евангелие от Марка, 12 глава