10:1−2 Глава открывается событиями, происходившими в Кесарии (примерно в тридцати милях к северу от Иоппии). Корнилий был римским военачальником. Он был центурионом (сотником), то есть под его командой находилось около ста человек. Он принадлежал к Италийскому полку. Замечательны были не только его военные таланты, но и, в еще большей степени, его набожность. Он был благочестивым и богобоязненным человеком, творившим много милостыни бедным иудеям и постоянно молившимся Богу. Райри предполагает, что он, вероятно, был «прозелитом у врат», то есть верил в иудейского Бога и Его верховную власть, но не предпринимал еще никаких шагов, чтобы стать полноправным новообращенным иудеем». (Ryrie, Acts,. 61.)
Не ясно, был ли он уже спасен. Те, кто считает, что был, ссылаются на стихи 2 и 35; в последнем Петр говорит, очевидно, имея в виду Корнилия, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Те же, кто утверждает, что Корнилий еще не был спасен, указывают на 11:14, где приводятся слова ангела, обещавшего, что Петр скажет ему слова, которыми Корнилий будет спасен.
С нашей точки зрения, Корнилий — пример человека, который живет в соответствии со степенью просвещенности, которую дал ему Господь. Хотя этого света было недостаточно для спасения, Бог позаботился о том, чтобы он получил дополнительный свет Благой Вести. До знакомства с Петром у него не было уверенности в спасении, но он чувствовал свое родство с теми, кто поклонялся истинному Богу.
10:3−8 Однажды, около трех часов дня, Корнилий отчетливо увидел Ангела Божьего, который предстал перед ним и обратился к нему по имени. Поскольку Корнилий не был иудеем, он не так много знал о служении ангелов, как любой иудей, и поэтому испугался и принял ангела за Господа. Ангел успокоил его, сообщив, что Богу приятны его молитвы и творимая им милостыня, а затем велел послать на юг, в Иоппию, за человеком по имени Симон Петр, который гостит у Симона кожевника при море. (Кожевенное производство должно было размещаться за пределами города. Из санитарных соображений идеальным был берег моря, куда сбрасывались трупы животных.) Беспрекословно повинуясь, сотник отправил двоих из своих слуг и воина, который также был богобоязненным человеком.
10:9−14 На другой день около полудня Петр взошел на плоскую крышу дома Симона в Иоппии, чтобы помолиться. Он чувствовал голод и хотел есть, но еда еще готовилась внизу, в доме. Голод, разумеется, прекрасно подготовил его к тому, что последовало далее. Войдя в исступление, он увидел полотно, сходящее с неба, привязанное за четыре угла, в котором были всякие четвероногие звери, птицы и рептилии, чистые и нечистые. Глас с небес приказал голодному апостолу: «Встань, заколи и ешь!» Помня закон Моисеев, запрещавший иудеям есть всякую нечистую тварь, Петр произнес свой отрицательный ответ, который вошел в историю: «Нет, Господи!» Скрогги так комментирует его: «Тот, кто говорит «нет», никогда не должен добавлять обращение «Господи», а тот, кто искренне говорит «Господи», никогда не скажет «нет»».
10:15−16 Когда Петр объяснил, что раньше он никогда не нарушал заповедь есть только кошерную пищу, глас с небес сказал: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». Трижды повторился этот диалог, и затем полотно поднялось опять на небо.
Ясно, что это видение касалось не просто чистой и нечистой пищи, а имело более глубокий смысл. Действительно, с приходом христианства правила, касающиеся пищи, уже не действовали. Но истинным значением этого видения было следующее: Бог был готов открыть дверь веры язычникам. Как иудей, Петр всегда считал язычников нечистыми, чужаками, изгоями, безбожниками. Но теперь, по воле Божьей, ситуация должна была измениться. Язычники (которых символизировали нечистые звери и птицы) вскоре должны были исполниться Духом Святым так же, как иудеи (чистые животные и птицы), которые уже приняли Его. Национальные и религиозные различия должны исчезнуть, и все истинно верующие в Иисуса Христа станут равными в христианском братстве.
10:17−23 Между тем как Петр размышлял о своем видении, слуги Корнилия подошли к воротам и спросили о нем. Направляемый Духом, он спустился с крыши дома, чтобы приветствовать их. Когда он узнал о цели их прихода, он пригласил их и устроил на ночлег. Слуги хвалили своего господина, как мужа добродетельного и боящегося Бога, одобряемого всем народом иудейским.
10:23−29 На другой день Петр отправился в Кесарию с тремя слугами Корнилия и некоторыми из братьев иоппийских. Видимо, они провели в пути весь день, поскольку прибыли в Кесарию лишь в следующий день.
В ожидании их прихода Корнилий созвал родственников своих и близких друзей. Когда Петр вошел, сотник пал к ногам его в знак благоговения. Апостол отказался принимать такое поклонение, сказав, что он только человек. Было бы неплохо, если бы все самозваные «преемники» Петра унаследовали бы и его смирение, запретив людям преклонять перед ними колена.
Увидев множество людей, собравшихся в доме, Петр объяснил, что, как иудей, он обычно не заходил в дома язычников, подобные этому, но Бог открыл ему, что он не должен больше считать неиудеев скверными или нечистыми. Затем он спросил, для какого дела они призвали его.
10:30−33 Корнилий охотно описал видение, которое он видел четвертого дня, когда ангел уверил его, что молитва его услышана, и сказал послать за Петром. Похвальна жажда, с которой сердце этого язычника ждало слова Божьего. Он сказал: «...теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога».
Такая открытая и жаждущая знаний душа, разумеется, должна быть удостоена Божественного наставничества.
10:34−35 Петр начинает свое свидетельство с откровенного признания. До сих пор он считал, что милость Бога распространяется только на народ израильский. Теперь он осознал, что Бог принимает во внимание не национальность человека, а его душу, честную и раскаявшуюся, неважно, иудей он или язычник «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».
Есть два основных толкования стиха 35:
1. Некоторые считают, что человек, который искренне раскаивается и ищет Бога, спасен, даже если никогда и не слышал о Господе Иисусе. Аргументируют это тем, что хотя сам человек может и не знать о заместительной жертве Христа, Бог знает о ней и спасает человека благодаря этой жертве. Как только он видит искреннюю веру, он принимает во внимание жертву Христа, в том числе и за этого человека.
2. Другая точка зрения такова: даже если человек благочестив и поступает по справедливости, он еще не спасен. Спасение происходит только по вере в Господа Иисуса Христа. Но когда Бог находит, что человек живет согласно тому свету, который получил от Господа, Он позаботится о том, чтобы этот человек услышал Благую Весть и таким образом получил возможность спастись.
Мы считаем более верной вторую точку зрения.
10:36−38 Далее Петр напоминает своим слушателям, что, хотя Благая Весть была сначала послана иудеям, Иисус Христос есть Господь всех — как иудеев, так и язычников. Его слушатели, вероятно, уже слышали историю Иисуса из Назарета; она началась в Галилее, во времена, когда крестил Иоанн, и распространилась по всей Иудее. Этот Иисус, Которого помазал Дух Святой, прожил жизнь, самоотверженно служа другим, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом.
10:39−41 Апостолы были свидетелями, которые могли подтвердить истинность всего, что сделал Иисус. Они сопровождали Его по всей Иудее и в Иерусалиме. Несмотря на безупречную жизнь Иисуса, люди убили Его, повесив на древе. Но Бог воскресил Его из мертвых в третий день, и Его видели свидетели, предызбранные от Бога. Насколько мы знаем, ни один неверующий не видел Господа Иисуса после Его воскресения. Но апостолы не только видели Его, они с Ним ели и пили. Это, конечно, доказывает, что тело воскресшего Спасителя было материальным и осязаемым.
10:42 Воскресший Господь возложил на апостолов миссию свидетельствовать о Нем как о Судье живых и мертвых. Это согласуется со многими другими отрывками Писания, которые учат, что Отец весь суд отдал Сыну (Ин 5:22). Разумеется, это означает, что, как Сын Человеческий, Он будет судить язычников так же, как и иудеев.
10:43 Но Петр не останавливается надолго на теме суда. Вместо этого он объясняет, как можно избежать осуждения, открывая им великую истину христианства. Как учили все пророки ВЗ, всякий верующий во имя Мессии Христа получит прощение грехов. Это относится не только к Израилю, но и ко всему миру. Хотите ли вы, чтобы ваши грехи были прощены? Тогда поверьте в Него!
10:44−48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой излился на язычников. Все они говорили языками, восхваляя Бога. Для всех присутствующих это был знак, что на Корнилия и его домашних действительно сошел Дух Святой. Гости из Иоппии, иудеи по рождению, изумились при мысли о том, что язычники могли принять Святого Духа, не став предварительно прозелитами-иудеями. Но Петр уже не в такой степени был связан иудейскими предрассудками. Он сразу же понял, что Бог не делает никакого различия между иудеем и язычником, поэтому предложил креститься всему дому Корнилия.
Обратите внимание на выражение «которые, как и мы, получили Святого Духа». Эти язычники спаслись так же, как иудеи, — простой верой. Не было и речи о соблюдении закона, обрезании и любом другом обряде или ритуале.
Обратите внимание также на порядок событий, связанных с сошествием Духа Святого на язычников:
1. Они слушали слово, то есть они уверовали (ст. 44).
2. На них сошел Дух Святой (ст. 44:47).
3. Они крестились (ст. 48).
Таков порядок обращения, который существует как для иудеев, так и для язычников, когда Бог призывает людей во имя Свое.
Не удивительно, что после той милости, которую явил Дух Божий в Кесарии, христиане уговорили Петра пробыть у них несколько дней.
комментарии МакДональда на Деяния апостолов, 10 глава