К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)
15:1−3 В конце каждого седьмого года все долги израильтян должны были быть прощены. Седьмой год, вероятно, совпадал с субботним годом. От иудеев не требовалось отменять долги иноплеменников; этот закон относился к долгам между евреями. Мэттью Генри комментирует:
«Каждый седьмой год был годом прощения, когда земля отдыхала от возделывания, и слуги отпускались на свободу. Также, помимо остальных проявлений благодати, всякий, кто занял деньги в долг и не смог выплатить их до этого времени, освобождался от своего долга. С этого момента, даже если он оказывался в состоянии, и был побуждаем совестью выплатить свой долг, тем не менее, кредитор не мог потребовать возвращения этих денег по закону». Семь является в Писании числом полноты или завершенности. Когда настала полнота времени, Бог послал Своего Сына и через Него объявил прощение грехов — «год прощения» не только для иудеев (ст. 3), но для всего человечества.
15:4−6 Стих 4, на первый взгляд, противоречит 11-му стиху. Он говорит о времени, когда в земле Израиля не будет нищих, тогда как 11 стих утверждает, что нищие будут всегда. Понять это несоответствие помогает комментарий Буллингера. Он предполагает, что стих 4 означает «не будет нищего среди вас». Иначе говоря, израильтяне должны были отпускать своих братьев по крови, оказавшихся у них в долгу, каждые семь лет, чтобы в земле не было людей, находящихся в постоянной нищете. Кредитор при этом не пострадает, потому что Господь обильно благословит его. Стих 11 указывает на то, что нищие будут среди народа всегда, отчасти в качестве наказания, отчасти — для того, чтобы научить других сострадать и делиться.
15:7−11 Тот факт, что в седьмой год все долги должны быть отменены, не должен был побуждать человека отказывать дать взаймы бедному израильтянину при приближении «года прощения». Отказать нуждающемуся было беззаконной, нечестивой мыслью, как говорится об этом в 9-м стихе. В связи с этим еврейский народ на протяжении истории был заслуженно хорошо известен заботой о своих по крови. Апостол Павел во 2 Послании Коринфянам 9:7 говорит то же, что Моисей сказал в 10 стихе: «Доброхотно дающего любит Бог». Этот стих служит не только заповедью, но и обетованием, ибо Бог никогда не остается у человека в долгу. «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи 11:25).
15:12−15 Раб из евреев также должен быть отпущен в седьмой год (ст. 12−18). Но хозяин не должен был отпускать его, не снабдив его всем необходимым. Бог в изобилии обеспечил Свой народ, когда вывел его из рабства в Египте (Исх 12:35,36), и поэтому освобожденный раб не должен был уходить с пустыми руками. Господь желает, чтобы Его люди следовали Его примеру, или, если перефразировать известную поговорку, «Поступай с ближним так, как Господь поступил с тобой».
15:16−18 С другой стороны, раб мог отказаться принять свободу и решить стать «вечным рабом по любви». Он символизировал это, позволив проколоть свое ухо шилом на косяке двери дома своего хозяина. Ценность такого служителя была в два раза выше обычного наемника.
15:19−23 Начиная со стиха 19 и до 16:17, мы читаем установления о действиях, которые должны были совершаться в месте, которое изберет Иегова, чтобы поместить там Свое имя:
1. Освящение и отделение первородного от скота (15:19−23).
2. Пасха и Праздник Опресноков (16:1−8).
3. Праздник Седмиц, или Пятидесятница (16:9−12).
4. Праздник Кущ (16:13−17).
Первенец от чистого скота должен быть принесен Господу. Людям было позволено есть свою часть жертвы, но не кровь. Животное должно было быть без пятна или порока — Богу приносилось только самое лучшее.
комментарии МакДональда на Второзаконие, 15 глава