6. Девять законов поведения (22:1−12)
22:1−3 Глава 22 развивает сказанное в книге Левит 19:18, описывая общую заповедь «возлюби ближнего своего». Даже к врагу человек должен относиться с заботой, как к своему ближнему (Исх 23:4−5). Израильтянину не позволялось оставаться безразличным к чему-либо, потерянному его ближним (братом). Будь ли это животное, одежда или что-то еще, нашедший был обязан взять это в дом свой до тех пор, пока не найдется хозяин.
22:4 Израильтяне также были обязаны помочь упавшему животному, принадлежавшему ближнему.
22:5 Мужчины не должны были носить женскую одежду, и наоборот. Бог ненавидит трансвестизм.
22:6−7 Молодых птенцов можно было забрать из птичьего гнезда, но мать полагалось отпустить на свободу, вероятно, чтобы она могла продолжать производить потомство.
22:8 По периметру плоской крыши дома должны были быть сделаны перила, или ограждение, чтобы человек не упал вниз. Крыша служила местом общения. Важно оберегать общение, особенно молодых и легкомысленных.
22:9−11 Иудеям запрещалось: (1) засевать виноградник двумя различными видами семян; (2) пахать на воле (чистое животное) и осле (нечистое животное), запряженных вместе; (3) носить одежду, сделанную из смеси волокон шерсти и льна. Первый запрет говорит о добавлении лишнего к чистому учению Божьего Слова. Второй описывает неравноценное разделение бремени в служении. Третий говорит о смешении праведности и неправедности в практической жизни верующего.
22:12 Иудеи должны были носить кисточки на четырех углах своей одежды в качестве постоянного напоминания о необходимости повиноваться Господу (Чис 15:37−41). Разъяснение значения этих кисточек приводится в Числах 15:37 и далее.
7. Преступления против девственности (22:13−30)
22:13−21 Этот отрывок говорит о человеке, который женился на девушке, а позднее заподозрил, что она не была девственницей. Признаками девства, вероятно, являлись пятна на простыне брачного ложа после первой половой связи женщины. Если отец и мать могли предоставить доказательства девства отроковицы, чрезмерно подозрительный муж был наказан, с него взыскивалось сто сиклей серебра пени, и он был обязан продолжать жить со своей женой. Если же отроковица была признана виновной в добрачной связи, ее побивали камнями до смерти.
22:22−30 Остальные стихи этой главы относятся к различным видам сексуальной аморальности: (1) И мужчина и женщина, обнаруженные в акте прелюбодеяния, должны быть преданы смерти. (2) Если кто-нибудь изнасиловал обрученную девицу ... в городе, и она не кричала о помощи, оба считались виновными в прелюбодеянии и должны быть преданы смерти. (3) Если мужчина изнасиловал обрученную девицу в поле, где ее крики не были бы услышаны, тогда мужчина должен быть предан смерти, а женщина была невиновна. (4) Мужчина, вступивший в половую связь с девственницей, должен был уплатить ее отцу пятьдесят сиклей серебра и жениться на этой женщине. (5) Стих 30 запрещает кровосмешение, то есть половые отношения с членами семьи.
комментарии МакДональда на Второзаконие, 22 глава