11. Развод и повторный брак (24:1−4)
Муж мог развестись со своей женой, если он найдет в ней что-нибудь противное, дав ей разводное письмо. С этого момента она была свободна и могла выйти замуж за другого. Но если ее второй муж умер или развелся с ней, первый муж не мог снова взять ее в жены. Иегова дал Израилю разводное письмо (Иер 3:1−8), однако в будущем Он снова примет его к Себе, очистив от неверности. О, каково величие богатства любви Христа; как низко Он снисходит, чтобы возлюбить недостойных!
12. Различные социальные законы (24:5 — 25:4)
24:5 Мужчина, недавно вступивший в брак, не был обязан идти на войну на протяжении первого года. Это давало ему время взрастить и укрепить брачные узы и начать семью. Если бы ему пришлось идти на войну, и он был бы убит, его имя было бы уничтожено в Израиле, если бы не нашелся родственник-искупитель, который согласился бы взрастить ему потомство. Этот «родственник-искупитель» был ближайшим родственником, который мог и был готов взят в жены вдову умершего. Первый ребенок мужского пола, рожденный от такого союза, становился наследником ее первого мужа. Так род умершего мужа получал продолжение и надел земли оставался в семье.
24:6 Поскольку жернова были необходимы для обеспечения пропитания человека, их нельзя было требовать в качестве залога в деловой сделке. Если человек лишался верхнего или нижнего жернова, он лишался возможности молоть зерно.
24:7 Укравший человека или занимающийся продажей людей в рабство должен быть предан смерти.
24:8−9 В случае возникновения язвы проказы должны быть соблюдены особые меры предосторожности согласно наставлению, данному ранее левитам. Мириам приводится в качестве предупреждения.
24:10−13 Давший в долг не имел права вторгаться в дом должника, чтобы взять у него залог. Если человек был настолько беден, что был вынужден отдать в залог свою одежду, она должна была каждый вечер возвращаться ему, чтобы он мог спать в одежде.
24:14−15 Плата наемнику должна быть выплачена вовремя.
24:16 Никто не должен быть наказан смертью за преступление другого.
24:17−22 Правосудие должно быть явлено страннику, сироте и вдове. Зерно на поле не должно убираться полностью. Оставшиеся после жатвы колосья предназначались для бедных и беспомощных. То же самое относилось к сбору плодов маслины и виноградника. Рональд Сайдер комментирует:
«Воспоминания об их собственной нищете и рабстве в Египте должны были побуждать их оставлять щедрые остатки для бедных странников, вдов и сирот». Когда Джон Ньютон обрел рождение свыше, он переписал стих 22 большими буквами и повесил на видном месте в своей комнате, чтобы он служил ему постоянным напоминанием.
комментарии МакДональда на Второзаконие, 24 глава