В целом этот последний беглый взгляд на христианскую жизнь во времена апостолов требует от теологов глубокого осмысления. Описанное здесь положение вещей далеко от идеала, но свидетельствует в пользу свободы и необходимости возрастания в вере. Б. Ф. Весткотт
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Даже Третье послание Иоанна, самое краткое в НЗ (в оригинале на одну строку короче, чем 2 Иоанна), иллюстрирует Божественную истину о том, что «все Писание полезно». Как и во 2 Иоанна, ключевые слова здесь — любовь и истина. Но, в отличие от 2 Иоанна, где любовь показана в решимости не принимать тех, кто не учит истине, в 3 Иоанна показано нежное проявление любви в содействии тем, кто идет вперед, распространяя истину.
II. АВТОРСТВО
Внешнее свидетельство для 3 Иоанна подобно свидетельству для 2 Иоанна. Эти письма столь кратки и столь личного характера, что не трудно увидеть, почему им не хватает большего свидетельства, такого, как у 1 Иоанна.
Ориген и Евсевий классифицировали 3 Иоанна как antilegomena, или спорные книги. Климент и Дионисий Александрийские принимали 3 Иоанна так же, как и Кирилл Иерусалимский. Свидетельство канона Муратори остается неясным.
Внутреннее свидетельство тесно сближает это письмо со 2 Иоанна и, естественно, с 1 Иоанна. Вместе все три подтверждают свою подлинность. Нет никаких веских причин сомневаться в традиционной точке зрения, согласно которой апостол Иоанн написал 3 Иоанна наряду с приписываемыми ему другими двумя письмами.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Как и в случае с 1 и 2 Иоанна, предлагаются две основные даты. Если Иоанн писал из Иерусалима до того, как этот город был разрушен, то вероятная дата — 60-е годы. Большинство ученых склоняется к более позднему написанию письма, когда Иоанн жил и служил в Ефесе. Таким образом, широко принятая дата — 85−90-е годы.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Исторический фон этого небольшого письма дает нам яркое представление о жизни церкви в конце первого столетия. Несколькими четкими росчерками пера апостол набросал три характера: Гаий — гостеприимный и духовный, Димитрий — достоин похвалы и Диотреф — своекорыстный и лишенный любви. Диотреф может иллюстрировать сильную своевольную личность, какую легко найти в любой церкви. С другой стороны, он может втереться в доверие ко всякому, кто старше его по опыту и званию, и управлять теми, кто формально на равном с ним положении. Эта последняя тенденция получила развитие во втором столетии и позднее в «монархическом епископате» (господство одного наиболее влиятельного надзирателя, или епископа).
План
I. Приветствие (ст. 1−4)
II. Благочестивый Гаий (ст. 5−8)
III. Властный Диотреф (ст. 9−11)
IV. Богобоязненный Димитрий (ст. 12)
V. Планы Апостола и благословение (ст. 13−14)
комментарии МакДональда на 3-е послание Иоанна, введение