З. Евангельский путь к святости (Гл. 6)
То, о чем Павел говорил в конце пятой главы — о преизобилующей над грехом благодати, — приводит к следующему очень важному вопросу. Может ли учение Благой Вести о спасении благодатью по вере допускать или поощрять греховную жизнь?
Ответ на этот вопрос — решительное «нет» — содержится в трех главах 6−8. В шестой главе этот ответ основан на трех ключевых словах: знать (ст. 3,6), почитать, или считать (ст. 11), и предавать, или предоставлять (ст. 13).
Если на основании изложенного мы поймем разницу между статусом и практической жизнью верующего, то нам будет легче следить за последовательностью аргументов Павла. Статус верующего — это его положение во Христе, а ежедневная практика — то, как он живет или стремится жить.
Благодать Божья сначала присваивает нам этот статус, а уже затем учит жить в соответствии с дарованным положением. Наше положение абсолютно совершенно, так как оно находится во Христе. В практической жизни мы должны стремиться соответствовать нашему положению. Но полное соответствие не наступит до тех пор, пока мы не предстанем перед Спасителем в Небесном Царстве. Тем не менее нам необходимо постепенно все более и более приближаться к Его образу.
Сначала апостол пишет о нашем соединении со Христом в Его смерти и воскресении, а затем призывает жить в свете этой чудесной истины.
6:1 Здесь снова появляется иудейский оппонент с неопровержимым, по его мнению, аргументом. Если, согласно Благой Вести, человеческий грех являет еще большую Божью благодать, то не следует ли из этого, что нам нужно оставаться в грехе для того, чтобы умножилась благодать?
Сегодня этот вопрос обычно звучит так: «Если вы говорите, что человек спасается только благодатью по вере, вне зависимости от того, что он делает; если для того, чтобы обрести спасение, нужно просто верить, то тогда можно идти и спокойно грешить». С этой точки зрения, для того чтобы человек стремился к святости, одной благодати недостаточно и необходимо вводить рамки закона.
В этой главе приводятся четыре последовательных ответа на изначальный вопрос: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?»
1. Мы не можем оставаться в грехе, так как соединены с Христом. Объяснение (ст. 1−11).
2. Нам и не нужно оставаться в грехе, так как благодать побеждает власть греха. Призыв (ст. 12−14).
3. Нам нельзя грешить, так как грех снова станет нашим господином. Повеление (ст. 15−19).
4. Нам и не стоит грешить, так как это может плохо кончиться. Предупреждение (ст. 20−23). (J. Oswald Sanders, Spiritual Problems, p. 112.)
6:2 Первый аргумент Павла заключается в том, что мы не можем оставаться в грехе, так как умерли для греха.
Здесь говорится о нашем положении. Иисус, как наш представитель, умер для греха. Он умер не только замещая нас, то есть за или вместо нас, но и представляя нас, то есть в Его лице умерли как бы мы сами. Таким образом, когда умер Он, умерли и мы. Он раз и навсегда умер для всего, что связано с грехом. И в Божьих глазах те, кто во Христе, также не имеют ничего общего с грехом.
Но это не значит, что верующий безгрешен. Это значит лишь то, что он соединился с Христом в Его смерти и во всем, что следует из этой смерти.
6:3 Итак, Павел использует здесь первое ключевое слово — ЗНАТЬ. На примере крещения он разбирает несовместимость верующего с грехом. Но тут сразу же возникает вопрос: «О каком крещении здесь идет речь?» Несколько отвлечемся, чтобы пояснить это. Когда человек получает спасение, он крестится во Христа Иисуса, то есть соединяется с Христом в Его смерти и воскресении. Это не то же самое, что крещение Духом Святым (или в Духа Святого), хотя они и происходят одновременно. Крещение Духом вводит верующего в Тело Христово (1Кор 12:13), но это не крещение в смерть. Крещение во Христа означает, что в глазах Бога мы умерли вместе со Христом и с Ним же воскресли.
Говоря о крещении, Павел имеет в виду как духовное уподобление Христу, так и его отображение в водном крещении. Но далее, по мере развития этой темы, он переносит основной смысл именно на водное крещение, напоминая своим читателям об их погребении и соединении в подобии смерти Христа.
В НЗ нигде не разбирается вопрос о нестандартной ситуации некрещеного верующего. Подразумевается, что обращенный человек сразу же принимает крещение. Также и наш Господь говорит о вере и крещении в одном предложении: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет...» (Мк 16:16).
Таким образом, хотя крещение не является необходимым условием для спасения, оно служит неотъемлемым свидетельством спасения.
6:4 Водное крещение дает наглядную картину крещения во Христа. Верующий погружается в черные воды смерти (в лице Господа Иисуса), а затем восстает как новый человек во Христе, чтобы ходить в обновленной жизни. Принимающий крещение как бы присутствует на похоронах своего ветхого человека. И, погружаясь в воду, он говорит: «Все то, чем я жил, как грешный сын Адама, было умерщвлено на кресте». Поднимаясь же из воды, он провозглашает: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20).
Конибеар и Хаусон пишут: «Этот отрывок можно понять только в том случае, если не упускаешь из виду, что изначально крещение совершалось погружением в воду».
Далее апостол переходит к следующему утверждению: воскресение Христа дает нам возможность ходить в обновленной жизни. Также он пишет, что Христос воскрес из мертвых славою Отца. Это значит, что святость Бога — Его праведность, любовь, справедливость и т.д. — требовала, чтобы Он воскресил Господа. В свете совершенства Личности Спасителя Бог не мог оставить Его лежать в гробнице. Бог воскресил Его, и теперь мы, соединяясь с Христом в Его воскресении, можем ходить в обновленной жизни.
6:5 Точно так же, как мы были соединены с Ним подобием смерти Его, мы будем соединены и подобием воскресения. Слова «подобие смерти Его» относятся к погружению верующего в воду при крещении. На самом деле единение с Христом в Его смерти произошло почти 2000 лет назад, но крещение является «подобием» прошлых событий.
Однако мы не только погружаемся в воду, мы и поднимаемся из нее, подобно Его воскресению. И хотя в оригинале во второй половине стиха слово «подобие» не упоминается второй раз, его следовало бы вставить сюда по смыслу.
Точно так же, как мы были соединены с Христом подобием смерти Его (погружены в воду), так мы соединены с Ним и подобием воскресения (подняты из воды). Словосочетание «должны быть» не подразумевает будущего времени. Ходж пишет:
«Эти слова относятся не к тому, что произойдет в будущем, но обозначают последовательность событий, причинно-следственную связь. Если случилось одно, обязательно должно произойти и другое». (Charles Hodge, The Epistle to the Romans, p. 196.)
6:6 В крещении мы исповедуем, что ветхий наш человек распят с Христом. Ветхим человеком названа наша Адамова природа — старое, злое, невозрожденное «я» со всеми его дурными привычками и наклонностями. При обращении мы снимаем с себя ветхого человека и надеваем нового, как бы меняя грязное рубище на чистое одеяние (см. Кол 3:9−10).
Распятие ветхого человека на Голгофе означает, что наше тело греховное было лишено своих полномочий. Греховным телом названо не наше физическое тело, а живущий в нас грех, представленный в роли управляющего человеком тирана. И это греховное тело упразднено, то есть его власть аннулирована и считается недействительной..
Последняя фраза подтверждает это заявление: «...дабы нам не быть уже рабами греху». Гнет греха свергнут.
6:7 Ибо умерший освободился от греха. Представим себе, что некий человек за убийство полицейского приговорен к смертной казни на электрическом стуле. После приведения приговора в исполнение он освобождается (буквально «получает оправдание») от конкретно этого греха. Он понес наказание, и дело считается закрытым.
Мы также умерли со Христом на Голгофском кресте. При этом не только было понесено наказание за наши грехи, но и получено освобождение от мертвой хватки греха. С тех пор мы больше не принадлежим ему, как беспомощные рабы.
6:8 Наша смерть со Христом представляет лишь одну сторону дела. Другая же сторона заключается в том, что и жить мы будем с Ним. Мы умерли для греха и живем для праведности. Мы освободились от господства греха в нашей жизни и являемся соучастниками жизни воскресшего Христа уже здесь и сейчас. И, благодарение Господу, мы будем обладать этой жизнью вечно!
6:9 Наша уверенность основана на знании того, что воскресший Христос больше не увидит смерти. Смерть уже не имеет над Ним власти. Смерть владела Им три дня и две ночи, но эта власть навсегда ушла в прошлое. Христос больше не умрет!
6:10 Когда Господь Иисус умер, то умер для всего, что связано с грехом. Он умер для требований греха, для наказания за грех, для его последствий. Он выполнил Свое дело и полностью разрешил эту проблему раз и навсегда. И теперь Он живет, живет для Бога. В каком-то смысле Он всегда жил для Бога, но сейчас Он живет в совсем новых отношениях с Богом, как Воскресший, Который находится там, куда нет доступа греху.
Прежде чем перейти к следующим стихам, давайте еще раз просмотрим предыдущие десять. Их основная тема — освящение, то есть то, как Бог меняет жизнь человека к святости. С точки зрения нашего статуса перед Богом, мы во Христе умерли для греха и с Ним воскресли. Это отражено в нашем крещении. Наша смерть во Христе завершила нашу жизнь в Адаме. Бог приговорил нашего ветхого человека не к изменению, а к смерти.
И этот приговор был приведен в исполнение на Голгофе, когда мы умерли с Христом. И сейчас мы воскресли с Христом, чтобы ходить в обновленной жизни. Тирания греха свергнута, так как грех не властен над умершим. Теперь мы свободны, чтобы жить для Бога.
6:11 До сих пор Павел говорил о нашем статусе, теперь же он переходит к теме практической жизни, которая вытекает из этого нового положения.
Мы должны ПОЧИТАТЬ себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Почитать — значит признать то, что Бог говорит о нас, и жить в свете этого понимания. Руфь Паксон пишет:
«[Это значит] верить тому, что Господь сказал в Римлянам 6:6, и считать это фактом, свершившимся при спасении человека. Это требует определенного шага веры, который приводит к соответствующему отношению к ветхому человеку. Тогда мы увидим его там, где его видит Бог, — распятого на кресте, умершего со Христом. И тогда вера поможет нам держать его там, куда, по Божьей милости, он был помещен. Результатом этого будут глубокие внутренние перемены, так как само наше сердце должно позволить Богу осудить в нас это ветхое «я» как недостойное жить и лишенное всяких прав на обладание нами. Первым шагом к практической святости как раз и будет признание этого ветхого человека распятым». (Ruth Paxson, The Wealth, Walk, and Warfare of the Christian, p. 108.)
Мы почитаем себя мертвыми для греха, когда реагируем на различные искушения так, как реагирует мертвый. Как-то раз к Августину на улице пристала женщина, которая до его обращения была его любовницей. Когда он отвернулся и зашагал прочь, она закричала ему вслед: «Это же я, Августин, это же я!» Ускорив шаг, он крикнул ей через плечо: «Да, я знаю, но это больше не я!» (C.E. Macartney, Macartney's Illustrations, pp. 378−379.)
Говоря эти слова, он имел в виду, что умер для греха и теперь живет лишь для Бога. Мертвый не может предаваться распутству, лжи, хитрости, сплетням и всем остальным грехам.
Отныне мы живы для Бога во Христе Иисусе. Это значит, что теперь мы призваны к святости, служению, молитве и плодоносной жизни.
6:12 В шестом стихе мы прочитали, что наш ветхий человек был распят, чтобы разрушить власть греха, чтобы мы больше не были его беспомощными рабами. Далее следует призыв к практическим делам, основанным на понимании нашего нового положения. Мы не должны позволять греху царствовать в нашем смертном теле, разжигая в нас постыдные желания. На Голгофе власть греха была прекращена смертью. Теперь же мы должны пресекать ее проявления практически. Здесь необходимо наше собственное участие. Конечно же, лишь один Бог может сделать нас святыми, но мы должны этого захотеть.
6:13 Мы переходим к третьему ключевому слову этой главы — ПРЕДАВАТЬ. Мы не должны предавать члены нашего тела греху, чтобы они служили орудиями неправды. Нам необходимо передать власть над нашими членами Богу, и Он будет использовать их для праведности. В конце концов, мы же воскресли к жизни, о чем сказано в Римлянам 6:4, и поэтому должны ходить в обновленной жизни.
6:14 Здесь приводится еще одна причина, почему грех не должен властвовать над верующими. Первая причина — наш ветхий человек распят с Христом (6:6). Вторая причина заключается в том, что мы уже не под законом, но под благодатью.
Грех наложил свою руку на всех, кто находится под законом. Почему? Потому что закон говорит человеку, что нужно делать, но при этом не дает никаких сил, чтобы это исполнить. Более того, закон разжигает в греховной человеческой природе постыдные желания делать то, чего нельзя. Как говорится, запретный плод сладок. Но грех не имеет власти над теми, кто под благодатью. Верующий умер для греха. Он принял Святого Духа, дающего силу жить в святости. Он движим не страхом наказания, а любовью к Спасителю. Сделать человека действительно святым может только благодать. Как пишет Денни, «от греха освобождают не запреты, а Божий Дух; и святость дает не гора Синай, а гора Голгофа». (James Denney, «St. Paul's Epistle to the Romans», The Expositor's Greek Testament, II:635.)
6:15 Те, кто боится благодати, утверждают, что она позволяет людям грешить. Павел, стремясь разрешить эту проблему, сам задает этот вопрос, а затем дает однозначно отрицательный ответ. Мы свободны от закона, но мы не беззаконники. Благодать дает нам возможность служить Богу, а не враждовать с Ним.
В стихе 6:1 был задан вопрос: «Оставаться ли нам в грехе?» Здесь вопрос звучит несколько иначе: «Будем ли мы грешить ну хоть понемногу?» В обоих случаях ответ — однозначное «Никак!» Бог не может мириться ни с каким грехом.
6:16 Павел приводит простой жизненный пример: если мы подчиняемся кому-либо как господину, то, таким образом, становимся его рабом. Точно так же, если мы продаемся греху, то становимся рабами греха, и тогда в конце пути нас поджидает неминуемая смерть. С другой стороны, если мы решили подчиняться Богу, результатом этого будет праведная жизнь. Рабы греха связаны чувством вины, страха и безысходности, а Божьи рабы свободны поступать так, как велит им их новое естество. Итак, зачем же оставаться рабом, если можно быть свободным?
6:17 Дж. Б. Филлипс перефразировал этот стих так: «Благодарение Богу за то, что вы, хотя некогда были рабами греха, всем сердцем откликнулись на призыв учения Христа, добровольно отдавшись его влиянию». Римские христиане целиком и полностью предали себя послушанию Благой Вести о благодати Божьей, включая то учение, которое Павел излагает в этом Послании.
6:18 Правильное учение должно приводить к правильному пониманию обязанностей. Благодаря освобождению от греха, мы стали рабами праведности. Слова «освободившись от греха» не подразумевают избавление от воздействия греховного естества и конец грешным делам. Из контекста видно, что этот стих имеет в виду конец полной власти греха в жизни верующего.
6:19 В предыдущем стихе Апостол пишет о рабах праведности, но при этом он, конечно же, понимает, что живущие праведно на самом деле ничем не связаны. «Практическая праведность не является рабством, если мы только не судим о ней с человеческой точки зрения». (Charles Gahan, Gleanings in Romans, in loco.) Предающиеся греху действительно являются рабами греха, а те, кого освободил Сын, истинно свободны (Ин 8:34,36).
Павел поясняет, что, приводя в пример отношения между рабом и господином, он говорит по рассуждению человеческому, то есть ссылается на знакомый пример из повседневной жизни. Он прибегает к этому сравнению ради немощи их плоти, другими словами, из-за интеллектуальных и духовных трудностей в понимании подобных истин. Доктрину зачастую приходится как-то иллюстрировать, чтобы она была более понятной.
До обращения верующие предавали свои тела в рабы всякого рода нечистоте и одному беззаконию за другим.
Теперь же они посвятили те же тела в рабы праведности, чтобы их жизнь действительно соответствовала святости.
6:20 Когда они были рабами греха, единственная свобода, которой они обладали, была свобода от праведности. Какое ужасное, безнадежное положение — подчиняться всему злому и быть избавленным от всего доброго!
6:21 Павел советует им (а также и нам) составить список всех тех плодов, которые они имели в неспасенной жизни, плодов тех дел, которых верующие ныне откровенно стыдятся.
Маркус Рейнсфорд набросал примерный план такого списка:
1. Злоупотребление своими способностями. 2. Попирание добрых чувств. 3. Пустая трата времени. 4. Выбор недостойных авторитетов. 5. Оскорбление лучших друзей. 6. Осквернение лучших стремлений. 7. Осмеяние любви, особенно любви к Богу. И если свести все это воедино, то результатом будет лишь СТЫД. (Marcus Rainsford, Lectures on Romans VI, p. 172.)
Конец их — смерть. «Каждый грех ведет к смерти, и если не прекратится, то в конце придет к ней — своей цели и награде,» — пишет А. Т. Пиерсон. (Pierson, Shall We Continue in Sin? p. 45.)
6:22 Обращение полностью меняет положение человека. Он освобождается от власти греха и становится добровольным рабом Бога. И следствие этого — праведная жизнь, концом которой будет жизнь вечная. Конечно же, верующие уже имеют вечную жизнь, но этот стих говорит о всей ее полноте, включающей будущее воскресение.
6:23 Итак, Апостол подводит итог, давая набор противопоставлений:
Два господина — грех и Бог.
Два способа — возмездие и дар.
Два последствия — смерть и жизнь вечная.
Заметьте, что вечная жизнь сокрыта в Личности Христа Иисуса, Господа нашего. Все, кто во Христе, имеют жизнь вечную. И это так просто!
комментарии МакДональда на послание к Римлянам, 6 глава