4:1 Павел говорит, что для правильной оценки его и других апостолов святые должны рассматривать их как служителей или помощников Христовых и домостроителей тайн Божьих. (В английском и современных русских переводах Библии — «домоправителей».) Домоправитель — это слуга, который берет на себя заботу о другом человеке или его имуществе. Тайны Божьи — это те ранее сокрытые тайны, которые Бог открыл апостолам и пророкам в новозаветный период.
4:2 Главное требование к домостроителю — чтобы он оказался верным. Люди ценят ловкость, мудрость, благосостояние и успех; но Бог ищет тех, кто останется во всем верным Иисусу.
4:3 Людям трудно оценить ту верность, которая требуется от домостроителя. Вот почему Павел говорит здесь, что для него очень мало значит, как судят о нем коринфяне или как судят другие люди. Павел осознает, что человек не способен сформировать компетентное суждение об истинной верности Богу. Он добавляет: «Я и сам не сужу о себе». Он ясно понимает, что по рождению он часть человеческой семьи и его суждения всегда будут смещены в собственную пользу.
4:4 Говоря «я ничего не знаю за собою», апостол имеет в виду, что в отношении христианского служения он не знает за собой никаких случаев неверности, которые можно вменить ему в вину. Он ни на мгновение не подразумевает, что не видит в своей жизни никаких грехов или ничего такого, в чем он был бы далек от совершенства! Эти слова следует читать в общем контексте, а предмет разговора здесь — христианское служение и верность в нем. Но даже если бы Павел действительно ничего не знал за собой, он не оправдывался бы тем. Он просто некомпетентен, чтобы вынести оценку в этом деле. В конце концов, судья Господь.
4:5 Учитывая это, мы должны быть чрезвычайно осторожны в оценке христианского служения. Мы склонны превозносить эффектное и сенсационное и недооценивать не привлекающую внимания, скромную работу. Безошибочная линия поведения такова: не судить никак прежде времени, а подождать, пока не придет Господь. Он может судить не только то, что на виду, но и движения сердца — не только то, что сделано, но и почему это сделано. Он обнаружит сердечные намерения, и нет нужды напоминать, что все сделанное для того, чтобы показать или прославить себя, не получит награды. Слова «каждому будет похвала от Бога» нельзя воспринимать как простое обещание, что каждого верующего в тот день похвалят за его служение.
Они означают, что каждый, кто заслуживает похвалу, получит ее от Бога, а не от людей.
В следующих восьми стихах апостол достаточно ясно указывает, что причина разделений, начавшихся в коринфской церкви, — гордость.
4:6 Прежде всего, он объясняет, что, говоря о христианском служении и склонности следовать за лидерами (3:5 — 4:5), он упоминал себя и Аполлоса как пример. Коринфяне создавали группировки не только вокруг Павла и Аполлоса, но и вокруг других людей в их церкви. Однако из чувства христианской обходительности и деликатности Павел приложил все это к себе и Аполлосу, чтобы святые на их примере научились не составлять преувеличенного мнения о своих руководителях и не потворствовать их гордости, объединяясь вокруг них. Он хотел, чтобы святые все и всех оценивали согласно Писанию.
4:7 Если один учитель-христианин более одарен, чем другой, то только потому, что Бог сделал его таким. Все, что у него есть, он получил от Господа. В целом это касается всех нас: все, чем мы обладаем, дал нам Бог. Если это так, чем нам гордиться и чваниться? Своими талантами и дарованиями мы обязаны вовсе не собственному умению.
4:8 Коринфяне стали самоуверенными; они уже пресытились. Они гордились собой, потому что обладали многими духовными дарами, они уже обогатились. Они жили в роскоши, удобстве и обеспеченности. Они ни в чем не нуждались. Они вели себя так, словно уже царствовали, но делали это без апостолов. Павел утверждает, что желал бы, чтобы время царствования уже пришло, чтобы и он мог с ними царствовать! Между тем, как кто-то заметил, «жизнь — это время подготовки к царствованию». Христиане будут царствовать с Господом Иисусом Христом, когда Он вернется и установит Свое Царство на земле. А пока им дарована привилегия разделять с отвергнутым Спасителем Его позор. Г. П. Баркер предупреждает:
«Искать свой венец, пока Господь не получил Свой, — вероломно. И все же некоторые христиане в Коринфе именно это и делали. Сами апостолы несли поношение Христово. Но коринфские христиане были «богаты» и «благородны». Они стремились к приятному времяпрепровождению, тогда как их Господь испытывал тяготы». (H. P. Barker, Coming Twice, p. 80.)
На коронациях пэры никогда не надевали своих корон, пока не был увенчан короной суверен. Коринфяне изменили этот порядок; они уже царствовали, в то время как их Господь был все еще отвергнут!
4:9 В противоположность самодовольству коринфян, Павел описывает удел посланников (апостолов). Он изображает их брошенными на арену к диким зверям, тогда как ангелы и человеки смотрят на них. Как сказал Годет, «для самодовольства и хвастовства коринфян было неподходящее время, тогда как Церковь была на престоле, апостолы находились под мечом».
4:10 Когда к апостолам относились как к безумным Христа ради, верующие были известны в обществе как мудрые христиане. Апостолы были немощны, христиане же не страдали от немощей. С бесчестьем апостолов резко контрастировало их высокое положение.
4:11 Апостолы не считали, что уже настал час триумфа или царствования. Они страдали от голода и жажды, наготы и гонений. За ними охотились, их преследовали, они были бездомны и скитались.
4:12 Они зарабатывали себе на жизнь, работая своими руками. На оскорбления они отвечали благословением. Когда их гнали, они не сопротивлялись, а терпеливо все переносили.
4:13 Когда их хулили, они умоляли людей принять Господа Иисуса. Короче говоря, они стали для мира как сор, как отбросы. Это описание страданий ради Христа должно тронуть наши сердца. Если бы апостол Павел жил сегодня, не сказал бы он нам, как сказал коринфянам: «Вы стали царствовать без нас»?
4:14 В стихах 14−21 Павел последний раз предостерегает их от разделений. Осознавая, что говорил с иронией, он объясняет, что сделал это не к постыжению христиан, но, скорее, для того, чтобы вразумить их как своих возлюбленных детей. Не чувство горечи заставило его говорить так, а искренняя заинтересованность в их духовном благополучии.
4:15 Апостол напоминает им, что хотя у них тысячи наставников во Христе, но отец в вере только один. Павел сам привел их к Господу; он был их духовным отцом. Многие могли приходить и учить их, но никто другой не мог окружить их такой нежной заботой, как тот, кто свидетельствовал им об Агнце. Павел не намерен приуменьшать важность учительского служения, он просто утверждает известную всем нам истину: многие могут нести христианское служение без личной заинтересованности в святых, которая присуща тем, кто свидетельствовал им о Христе.
4:16 Посему Павел убеждает их подражать ему, то есть подражать его самоотверженной преданности Христу, его неустанной любви и заботе о братьях-христианах — тому, что он описал в стихах 9−13.
4:17 Желая помочь им достичь этой цели, Павел послал к ним Тимофея, своего возлюбленного и верного в Господе сына. Тимофею было поручено напомнить им о путях Павла во Христе Иисусе, о путях, которым он учил во всех церквах. Павел говорит, что он поступал так, как проповедовал, и что таким должен быть каждый участвующий в христианском служении.
4:18 Когда Павел объяснял, что посылает к ним Тимофея, некоторые из клевещущих на него в Коринфе могли быстро выдвинуть предположение, что Павел боится прийти сам. Эти люди возгордились, предполагая, что сам Павел не придет.
4:19 Но он обещает, что придет в скором будущем, если угодно будет Господу. Когда он придет, он изобличит гордыню тех, кто так свободно говорит, но не имеет никакой духовной силы.
4:20 В конечном итоге важна сила, ибо в Царстве Божьем имеют значение не слова, а дела. Оно состоит не из заявлений, а из реальности.
4:21 От них самих зависит, как Павел придет к ним. Если они проявят мятежный дух, он придет к ним с жезлом. Если же, напротив, они будут смиренны и покорны, он придет с любовью и духом кротости.
комментарии МакДональда на 1-е послание Коринфянам, 4 глава