6:1 В главе 5 мы узнали, что один из результатов исполненности Духом — повиновение друг другу. Мы видели, что, например, исполненная Духом жена повинуется своему мужу. Теперь же мы узнаем, что исполненные Духом дети охотно подчиняются своим родителям. Основополагающая обязанность всех детей — повиноваться своим родителям в Господе. Христиане ли дети или нет, верующие ли у них родители или нет — все это не играет никакой роли. Взаимоотношения между детьми и родителями были предопределены Богом для всего человечества, а не только для верующих. Повеление «повинуйтесь ...в Господе» означает, во-первых, что дети должны повиноваться родителям, зная, что этим самым повинуются Господу. Повиноваться родителям должно так же, как Ему. Во-вторых, повиноваться они должны во всем, что не противоречит воле Бога. Если родители приказывают им грешить, не стоит ожидать, что дети исполнят это требование. В таком случае они должны вежливо отказаться и страдать от последствий отказа в смирении, не лелея в мыслях возмездие.
Во всех же других случаях они должны быть послушны.
Павел называет четыре причины, почему дети должны быть послушны. Первая: потому что этого требует справедливость. В основе жизни любой семьи лежит тот принцип, что неопытные, незрелые и импульсивные дети должны подчиняться власти родителей, которые старше их и мудрее.
6:2 Вторая причина та, что этого требует Писание. Здесь Павел цитирует Исход 20:12: «Почитай отца твоего и мать» (см. также Втор 5:16). Повеление почитать родителей — первая из Десяти заповедей, за которой следует конкретное обетование. Она призывает детей уважать, любить и слушаться своих родителей.
6:3 Третья причина та, что это служит высшим интересам самих детей: да будет тебе благо. Подумайте, что станет с ребенком, которого родители не учили, не исправляли и не наказывали! Это будет глубоко несчастный, отвергнутый обществом человек. Четвертая причина та, что послушание споспешествует долгой жизни: и будешь долголетен на земле. В ВЗ еврейский ребенок, повиновавшийся своим родителям, действительно жил очень долго. В эпоху Евангелия из этого правила есть исключения. Между послушанием детей и их долголетием не всегда есть прямая связь. Послушный сын может умереть и молодым. Но в общем послушание и дисциплина действительно дарят крепкое здоровье и долголетие, жизнь же непокорных и безрассудных зачастую обрывается преждевременно.
6:4 Повеление детям апостол уравновешивает советом отцам. Они не должны раздражать своих детей неразумными требованиями, ненужной грубостью или постоянными придирками и ворчанием. Напротив, им следует воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. Учение — это дисциплина и наказание, которое может быть словесным и телесным. Под наставлением здесь понимается предупреждение, выговор, упрек и порицание. Воспитание ребенка должно быть Господним, то есть осуществляться в соответствии с Его волей, открытой в Библии, человеком, который выступает как Его представитель.
Сюзанна Уэсли, мать семнадцати детей, среди которых были Джон и Чарльз, однажды написала:
«Родители, которые пытаются сломить своенравие и самоволие своего ребенка, трудятся рука об руку с Богом над обновлением и спасением души. Те же родители, которые потакают им, играют на руку дьяволу, делают религию непрактичной, спасение недостижимым и прилагают все усилия к тому, чтобы обречь душу и тело своего ребенка на вечное проклятие». (Quoted by William W. Orr in Bible Hints on Rearing Children, p. 19.)
6:5 Третья и последняя сфера нашей повседневной жизни, где не обойтись без повиновения, — это взаимоотношения между слугами и господами. Хотя Павел обращается к рабам, этот принцип распространяется и на слуг, и на всех, кто работает по найму.
Во-первых, все наемные рабочие должны повиноваться господам своим по плоти. Выражение «господа по плоти» напоминает, что в сферу полномочий работодателя входит лишь физическая и умственная работа. Он не имеет права приказывать в вопросах духовных или же распоряжаться чужой совестью.
Во-вторых, слуги должны выказывать хозяину почтение. «Со страхом и трепетом» значит отнюдь не с трусливым подобострастием и жалким ужасом, но с покорным уважением и страхом прогневить Господа и работодателя.
В-третьих, свои обязанности слуги должны исполнять добросовестно, или же в простоте сердца. Каждый час, отмеченный в платежной ведомости, должен включать 60 минут, наполненных усердным трудом. Трудиться мы должны, как для Христа. Эти слова указывают на отсутствие сколько-нибудь значимого различия между трудом мирским и духовным. Все, что мы делаем, мы должны делать для Господа — с главной целью угодить Ему и Его прославить, а также привлечь к Нему других людей. Самая грязная и заурядная работа становится благородной и возвышенной, если она совершается для славы Божьей. Даже мытье посуды! Вот почему некоторые христиане повесили над кухонной раковиной такие слова: «Здесь три раза в день проводятся богослужения».
6:6 Примерно трудиться мы должны постоянно, а не только тогда, когда на горизонте появился наш начальник; будем помнить, что наш Хозяин смотрит на нас всегда. Как только начальник куда-нибудь отлучился, нас так и тянет расслабиться, но это — одна из форм обмана. Качество работы христианина не должно зависеть от местонахождения его руководителя. Однажды один из покупателей попросил продавца-христианина дать ему немного сверх того, за что он заплатил, уверив, что хозяин магазина на них не смотрит. На это продавец ответил: «Мой Хозяин смотрит всегда!» Как слуги Христа, мы должны исполнять волю Божью от души, то есть с искреннем желанием угодить Ему. Эрдман говорит:
«Подобное отношение неизмеримо облагораживает труд. Задание самого смиренного раба становится великой миссией, если он исполняет его так, чтобы угодить Христу, с таким усердием, с такой готовностью и ревностью, которые были бы достойны одобрения Господа». (Erdman, Ephesians, p. 119.)
6:7 Опять же, мы должны служить с усердием. Это не значит, что мы должны надеть маску готовности услужить, когда внутри просто кипим от возмущения. Нет, это должно делаться с радостью и желанием. Даже если наш хозяин — властный и скорый на брань самодур, все равно свои обязанности мы должны исполнять как для Господа, а не для людей. Именно это несвойственное человеческой природе поведение и служит самым лучшим свидетельством в таком мире, как наш.
6:8 Великий стимул делать все, как для Христа, — это уверенность в том, что Он вознаградит всякую хорошо сделанную работу. Не имеет никакого значения, раб ли это или свободный. Господь замечает каждую совершаемую для Него работу, приятную и не очень, и вознаградит каждого труженика. Прежде чем закончить рассуждения, посвященные рабам, необходимо отметить следующее:
1. НЗ не осуждает рабство как таковое. Более того, истинного верующего он называет рабом Христа. Но благодаря моральному преображению рабский гнет исчезал повсюду, куда бы ни приходило Евангелие.
2. К рабам НЗ обращается чаще, чем к царям. Это может быть отражением того факта, что среди призванных не много мудрых, сильных или благородных (1Кор 1:26). Большинство христиан скорее всего принадлежит к низшим слоям с наименьшим доходом. Внимание к рабам свидетельствует и о том, что даже самые униженные из слуг имеют доступ к самым лучшим благословениям христианства.
3. Об эффективности этого наставления свидетельствует тот факт, что на заре христианства на невольичьих рынках за рабов-христиан платили больше, чем за рабов-язычников. И в наши дни ценность служащего-христианина в глазах его работодателя должна быть выше, чем его коллеги, не познавшего благодати Божьей.
6:9 Господа должны руководствоваться теми же принципами, что и слуги. Они должны быть справедливы, добры и честны. Умеряя строгость, они должны всячески избегать оскорбительных слов и угроз. Если они проявят в этой области самообладание, им никогда не придется прибегать к телесному наказанию слуг. И они должны всегда помнить, что и у них есть Господин, тот же Господь, что и у рабов. В присутствии Господа стираются все земные различия. И господин, и слуга должны будут когда-нибудь держать перед Ним отчет.
Д. Призыв подготовиться к брани (6:10−20)
6:10 Павел приближается к завершению своего письма. Он обращается с волнующим призывом ко всей семье Божьей как к воинам Христа. Каждое дитя Божье вскоре узнает, что жизнь христианина — непрерывное сражение. Сатанинские полчища всячески пытаются помешать делу Христа, разрушить его, сбить с ног Его воинов. Чем больше верующий приносит плод для Господа, тем яростнее нападки врага; дьявол не тратит патронов на тех, кто лишь называет себя христианином. Сами по себе мы никогда не будем для него достойными противниками. А поэтому первое повеление при подготовке: постоянно укрепляйтесь Господом и безграничными ресурсами Его могущества. Лучшие солдаты Бога — те, кто осознает свою слабость и неэффективность и во всем полагается только на Него. «...Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор 1:27). Наша слабость передает себя под покровительство могуществу силы Его.
6:11 Во втором повелении подчеркивается необходимость Божественного оружия. Верующий должен облечься во всеоружие Божье, чтобы суметь устоять против козней дьявола. Быть во всеоружии очень важно: ведь теряя что-то из доспехов, мы становимся уязвимы. От ран и поражения нас может уберечь лишь полная экипировка, предоставленная в наше распоряжение Богом. У дьявола есть множество уловок: обескураженность и подавленность, разочарование, смятение, моральное падение и доктринальные заблуждения. Он знает, где наше слабое место, и направляет удар именно туда. Если он не может вывести нас из строя одним методом, он обязательно пустит в ход другой.
6:12 Суть христианской войны отнюдь не в сражении с нечестивыми философами, коварными священниками, отвергающими Христа сектантами или неверующими правителями. Это битва с силами ада, с полчищами падших ангелов, со злыми духами, обладающими огромной властью. Хотя мы их и не можем увидеть, злые духовные существа окружают нас со всех сторон. Правда, обитать в истинном верующем они не могут, но могут изводить его и угнетать. Христианину не следует уделять теме демонизма патологически много внимания, не должен он и жить в страхе перед демонами.
Среди доспехов Бога есть все, что ему нужно, чтобы защитить свою территорию от яростных атак врага. Об этих падших ангелах апостол говорит как о начальствах, властях, мироправителях тьмы этого века и духах злобы поднебесных. Мы не обладаем достаточными знаниями, чтобы провести градацию между всеми этими категориями; может быть, это правители, наделенные разной степенью власти, что по человеческой шкале соответствовало бы постам президента, губернатора, мэра города и членов городского совета.
6:13 Когда Павел писал это, его взгляд, наверное, не раз останавливался на стоявшем на страже римском солдате в полном боевом облачении. Апостол, как всегда, увидел в повседневной жизни духовный урок и включил его в свое наставление: мы со всех сторон окружены сильными врагами, поэтому должны принять всеоружие Божье, чтобы противостать врагу в самый разгар борьбы и устоять, когда дым сражения рассеется. Выражение «день злой» относится, может быть, к тем моментам, когда враг обрушивается, как река. Создается впечатление, что нападки сатаны подобны волнам, то захлестывающим нас, то отступающим. Даже после искушения Господа в пустыне дьявол отошел от Него до времени (Лк 4:13).
6:14 Первым из вооружения апостол называет пояс истины. Конечно же, мы должны верно держаться истины, но не менее важно позволить и истине держать нас, находя применение в нашей повседневной жизни. Испытывая все истиной, мы обретаем силу и защиту в бою.
Второй названа броня праведности. Каждый верующий облачен в Божью праведность (2Кор 5:21), но и в повседневной жизни он должен являть собой образ чистоты, целостности и честности. Кто-то сказал: «Человек, облаченный в практическую праведность, неуязвим. Не слова защитят вас от обвинений, а высоконравственный образ жизни». Если наша совесть не обременена никаким проступком против Бога и людей, то у стрел сатаны нет мишени. Давид надел броню праведности в Псалме 7:4−6. Господь Иисус не снимал ее никогда (Ис 59:17).
6:15 Ноги воина должны быть обуты в готовность благовествовать мир. Это говорит о готовности отправиться в путь с прекрасной вестью о мире и тем самым вторгнуться на вражескую территорию. Мы в опасности, когда стараемся поудобнее устроиться в своих шатрах. Эту угрозу мы отводим, лишь следуя за Спасителем, возвещающим мир и благовествующим радость (Ис 52:7; Рим 10:15).
Возьмите мои ноги, пусть станут они
Быстры и прекрасны для дела любви.
(Френсис Ридли Хэйвгал)
6:16 А еще воин должен взять щит веры, чтобы, когда лукавый начнет засыпать его раскаленными стрелами, они, ударившись о щит, упали на землю, не причинив воину никакого вреда. Вера здесь — это полное доверие Господу и Его Слову. Когда искушения жгучи и обстоятельства неблагоприятны, когда нападают сомнения и угрожает кораблекрушение, вера, подняв взор к небесам, говорит: «Я верю Богу».
6:17 Шлем, что дает нам Бог, — это спасение (Ис 59:17). Каким бы жестоким ни был бой, христианина этим не запугать: ведь он знает, что победа в конце концов будет за ним. Уверенность в конечном избавлении изгоняет всякую мысль об отступлении или сдаче. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31).
Наконец, воин берет меч Духа, который есть Слово Божье. (Здесь Павел использует не широко известное слово «logos», а «rhema» (от которого произошло наше слово «риторика»), обозначающее «выражение, высказывание», в данном случае — конкретное слово от Бога для конкретной нужды. Иногда слова «logos» и «rhema» синонимичны.) Классической иллюстрацией этому служит то, как пользовался этим мечом в поединках с сатаной наш Господь. Три раза цитировал Он Слово Божье, и причем не выбранные наугад стихи, а те, которые давал Ему Святой Дух и которые соответствовали ситуации (Лк 4:1−13).
Слово Божье здесь означает не всю Библию, а лишь определенные ее стихи, лучше всего отвечающие требованиям определенной ситуации.
Давид Уотсон пишет:
«Бог дает нам все нужное для нашей защиты. Мы должны постоянно следить, чтобы нашу жизнь с Богом окружал ореол истины; чтобы она была чиста («праведна») перед Богом и людьми; чтобы, куда бы мы ни шли, мы старались принести с собой мир; чтобы мы поднимали щит веры и гасили раскаленные стрелы лукавого; чтобы мы защищали свой разум от страхов и беспокойства, легко переходящих в наступление, и чтобы мы эффективно использовали Слово Божье в силе Духа. Помните, что именно меткие выпады, сделанные Иисусом мечом Божьего Слова принесли Ему в пустыне победу над противником». (David Watson, Discipleship, p. 183.)
6:18 В описании оружия мы не найдем упоминания о молитве, но мы не переоценим ее важности, если скажем, что она — та атмосфера, в которой живет воин, воздух, которым он дышит. Это дух, в котором он должен облачиться в доспехи Божьи и противостать врагу. Молиться нужно постоянно, а не время от времени; это должно стать правилом, а не исключением.
Воин, опять же, должен использовать все виды молитвы: молитву на людях и в уединении, хорошо продуманную и спонтанную, просьбы и ходатайства; молитвы исповеди и смирения, хваления и благодарения.
Молитва должна быть в Духе, то есть Им вдохновляться и управляться. Какая польза от молитв, заученных наизусть и рассказанных механически, в сражении против легионов ада? Молитва — нелегкий труд: старайтесь об этом самом. Мы должны прилагать усилия, остерегаться сонливости, невнимательности и размышлений о постороннем. Молитва требует живости духа, бдительности и сосредоточенности.
Кроме того, в молитве должно быть постоянство. Мы не должны прекращать просить, искать и стучать (Лк 11:9). Просить мы должны о всех святых. Они тоже находятся в гуще сражения и нуждаются в духовной поддержке своих однополчан.
6:19 Что касается личной просьбы Павла «и о мне», Блэйки пишет:
«Обратите внимание на ее антисвященнический смысл! У Павла не только не было запаса благодати, достаточного для всех ефесян, но, более того, он нуждался в их молитвах, чтобы из одного-единственного живого запаса ему была дана необходимая благодать». (Blaikie, «Ephesians», XLVI: 260.)
Павел писал из тюрьмы. Тем не менее он не просит молиться о его скором освобождении. Вместо этого он просит о слове — чтобы ему устами его открыто и смело проповедовать тайну Евангелия. Это последнее упоминание о тайне в Послании к Ефесянам. Здесь о ней говорится как о причине тюремного заключения Павла. Но его не мучат сожаления. Напротив, он хочет возвещать о ней и дальше.
6:20 Послы обычно пользуются дипломатической неприкосновенностью; никто не имеет права арестовывать их или бросать в тюрьму. Но люди готовы терпимо относится к чему угодно, только не к Евангелию. Никакая другая тема не вызывает такого взрыва эмоций, такой лавины ненависти и подозрений, такого яростного преследования. Потому-то посол Христа и был в узах. Это хорошо описал Эди:
«Легат могущественнейшего Властителя, которому поручено посольство, непревзойденное по своему благородству и срочности, в подлинности чьих верительных грамот нет и тени сомнения, содержится под стражей в темнице». (Eadie, Ephesians, p. 480.)
Особую ненависть ограниченных религиозников вызвали те места в проповеди Павла, где он провозглашал, что и верующие евреи, и верующие язычники составляют теперь одно новое сообщество, обладают одинаковыми привилегиями и признают Христа Главой.
Е. Личные приветствия Павла 6:21−24)
6:21−22 Павел посылает Тихика из Рима в Ефес рассказать святым о том, как идут у него дела. О Тихике он одобрительно отзывается как о возлюбленном брате и верном в Господе служителе. В НЗ имя этого человека встречается пять раз. Он был среди тех, кто вместе с Павлом проделал путь из Греции в Азию (Деян 20:4). Он был посланцем апостола к христианам в Колоссах (Кол 4:7), в Ефесе (6:21 и 2Тим 4:2) и, возможно, к Титу на Крите (Тит 3:12). В этот раз ему была поручена двоякая миссия: проинформировать святых об обстоятельствах Павла и его делах, а также утешить их сердца, избавив от всяких ненужных страхов.
6:23 В заключительных стихах мы снова встречаем характерные для писем Павла приветствия — мир и благодать. Соединяя их, он желает своим читателям совокупности всех благословений. Также, соединяя типично еврейское слово с типично языческим, он делает последний завуалированный намек на тайну Евангелия — евреи и язычники ныне стали одно во Христе. В стихе 23 он желает своим читателям мира и любви с верою. Мир будет дарить их сердцам покой при любых жизненных обстоятельствах. Любовь даст им способность славить Бога и трудиться сообща. Вера вдохновит на подвиги в духовном сражении. Все эти благословения исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, что было бы невозможно, не будь Они равны.
6:24 В самом конце возлюбленный апостол желает благодати всем любящим Господа нашего Иисуса Христа неизменной искренней любовью. Истинная христианская любовь отличается постоянством: ее пламя может временами дрожать и уменьшаться, но оно никогда не затухает.
Прошло много столетий с тех пор, как стены римской тюрьмы взирали на своего благородного узника. Великий апостол вошел в свою награду и увидел лицо своего Возлюбленного.
Но его письмо до сих пор с нами — и так же свежо и живо, как и в тот день, когда оно вышло из-под его пера. И в XX веке оно обращается к нам со словами наставления, ободрения, убеждения и призыва.
Завершая толкование Послания к Ефесянам, мы всем сердцем можем присоединиться к словам Х. У. Уэбб-Пеплоу:
«В Книге Бога нет второго такого величественного и прекрасного произведения, поэтому воздать ему должное на отведенном для нас пространстве не под силу никому из людей, будь он даже посланцем Самого Бога! Я надеюсь, что теперь мы сможем подойти к нему ближе в поисках учения о святости, учения, которое вдохновило бы нас жить более благородно и возвышенно, чем до этого; которое помогло бы нам прославлять Бога». (H.W. Webb-Peploe, «Grace and Reace in Four Pauline Epistles», The Ministry of Keswick, First Series, p. 69.)
комментарии МакДональда на послание к Ефесянам, 6 глава