Вчитывайтесь в него [Послание к Колоссянам], вновь и вновь размышляйте над его богодухновенной мыслью, выраженной вдохновенным языком; пусть свет и сила этой мысли наполнит душу и воплотится в вашу жизнь — это обогатит вас и в земной жизни, и в вечности. Р. К. Х. Ленски
Введение
I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ
Большинство посланий апостола Павла адресовано христианским общинам крупных или важных городов, таких как Рим, Коринф, Ефес, Филиппы. Колоссы же были городом, лучшие дни которого остались в прошлом. Да и местная христианская община не играла сколько-нибудь значительной роли в истории раннехристианской церкви.
Короче, если бы не богодухновенное Послание, адресованное христианам, жившим в этом городе, Колоссы были бы известны сегодня лишь исследователям древней истории.
Хотя город и не имел особого значения, Послание, которое апостол направил туда, очень важно. Наряду с главой 1 Ев. от Иоанна и главой 1 Послания к Евреям, в главе 1 Послания к Колоссянам великолепно изложен догмат о Божественной природе Христа, нашего Господа. Так как учение это лежит в основе всех христианских истин, значение данного Послания невозможно переоценить.
В Послании также содержатся наставления, касающиеся взаимоотношений людей, лжеучений и жизни во Христе.
II. АВТОРСТВО
Ничто не свидетельствует о том, что вплоть до девятнадцатого века кто-либо подвергал сомнению тот факт, что Послание к Колоссянам было написано Павлом, настолько безупречными являются свидетельства в пользу его авторства. Особенно убедительны внешние свидетельства. Послание цитируют, часто называя Павла его автором, Игнатий и Юстин Мученик, Феофил Антиохийский и Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген. Как канон Маркиона, так и канон Муратори признают подлинность Послания к Колоссянам.
К внутренним доказательствам относится тот простой факт, что сам автор трижды говорит, что он Павел (1:1,23; 4:18), и содержание Послания соответствует этим утверждениям. Изложение учения, за которым следуют практические наставления христианам, типично для апостола. Возможно, самое убедительное доказательство подлинности — явная связь с Посланием к Филимону, которое единодушно признается написанным Павлом. Пять человек, упоминавшихся в этом кратком Послании, также упоминаются и в Послании к Колоссянам. Даже на такого критика, как Ренан, произвели впечатление параллели с Посланием к Филимону, и у него были сомнения относительно послания к Колоссянам.
Аргументы против авторства Павла базируются на лексических данных, особенностях учения о Христе и явных отголосках полемики с гностицизмом.
Что касается первого пункта — в Послании к Колоссянам некоторые излюбленные Павлом слова заменяются новыми. Салмон, консервативный британский богослов прошлого века, возражал против этого аргумента: «Я не могу согласиться с утверждением, что человек, пишущий новое сочинение, не имеет права, под угрозой потери индивидуальности, использовать ни одного слова, которое он не употреблял в одном из предыдущих сочинений». (George Salmon, A Historical Introduction to the Study of the Books of the New Testament, p. 384.)
Что касается учения о Христе в Послании к Колоссянам, оно согласуется с доктриной, изложенной в Послании к Филиппийцам и в Евангелии от Иоанна, и лишь для тех, кто склонен считать, что учение о Божественности Христа появилось только во II в. под влиянием язычества, эта доктрина будет представлять некоторую сложность.
Что же касается гностицизма, либеральный шотландский ученый Моффатт считал, что ранняя стадия гностицизма, зафиксированная в Послании к Колоссянам, вполне могла существовать в I веке. (New Bible Commentary, p. 1043.)
Таким образом, утверждение о том, что автором Послания к Колоссянам был апостол Павел, покоится на твердом основании.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Возможно, Послание к Колоссянам, как одно из тюремных посланий, было написано Павлом во время его двухлетнего заключения в Кесарии (Деян 23:23; 24:27). Но, поскольку принимал там Павла благовестник Филипп, кажется очень маловероятным, что Павел, который был столь учтивым и любезным христианином, не упомянул бы его. Высказывалось также предположение, что Послание было написано во время ефесского заключения, хотя это значительно менее вероятно.
Наиболее вероятное время написания этого письма и Послания к Филимону — середина римского заключения Павла, около 60 г. н.э. (Деян 28:30−31).
К счастью, как это обычно бывает, понимание этой книги не зависит от знания всех обстоятельств, в которых она была написана.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Колоссы были городом провинции Фригии, части региона, теперь известного как Малая Азия. Он был расположен в 16 км к востоку от Лаодикии и в 21 км к юго-востоку от Иераполя (см. 4:13). Он был также расположен в 160 км к востоку от Ефеса, у входа в ущелье, проходящее через Кадмийский горный хребет (узкую долину длиной в девятнадцать км), на военной дороге, ведущей от Евфрата на запад. Колоссы стояли на реке Ликус (Волк), которая течет на запад и впадает в реку Меандр недалеко от Лаодикии. Там вода горячих источников Иераполя смешивается с холодной водой Колосс, порождая мягкий, теплый климат Лаодикии.
Иераполь был как оздоровительным, так и религиозным центром, в то время как Лаодикия была главным городом долины. Во времена, предшествовавшие новозаветным, Колоссы были более крупным городом. Название его, возможно, связано со словом «colossus» («колосс, гигант»), относящимся к известняковым образованиям фантастической формы, находившимся близ него.
Мы не знаем точно, как Благая Весть достигла Колосс. К тому времени, когда Павел писал это Послание, он еще не встречался с местными христианами (2:1). Обычно считается, что Благую Весть о спасении принес в этот город Епафрас (1:7). Многие полагают, что он был обращен в христианство апостолом Павлом во время трехлетнего пребывания последнего в Ефесе. Фригия являлась частью проконсульской Асии, и Павел бывал там (Деян 16:6; 18:23), но в Колоссах не был (2:1).
Мы знаем из Послания, что церкви в Колоссах начинало угрожать лжеучение, которое в зрелой своей форме стало известно как гностицизм. Гностики кичились своим знанием (греч. gnosis).
Они заявляли, что их знание выше знания апостолов, и пытались создать впечатление, что человек не может быть поистине счастлив, если не посвящен в глубочайшие тайны их культа.
Некоторые приверженцы гностицизма отрицали человеческую сущность Христа. Они утверждали, что «Христос» — Божественное влияние, которое снизошло от Бога на Человека Иисуса во время Его крещения. Также они считали, что Христос оставил Иисуса перед распятием. В результате, согласно их учению, Иисус умер, но Христос — нет.
Некоторые разновидности гностицизма содержали учение о том, что между Богом и материей есть разные уровни, или ранги, духовных существ.
Они пришли к этому в попытке объяснить происхождение зла. А. Т. Робертсон поясняет:
«Гностики прежде всего размышляли о происхождении вселенной и о существовании зла. Они принимали как аксиому то, что Бог благ, но понимали также и то, что тем не менее существует зло. По их теории, зло — неотъемлемое свойство материи. Однако благой Господь не мог создать несущую зло материю. Поэтому они выдвинули постулат о существовании ряда эманаций (эонов), духов, ангелов между Богом и материей. Идея состояла в том, что один эон исходил от Бога, другой эон — из этого эона и так далее, пока не подходила очередь эманации, которая была достаточно удалена от Бога, чтобы не «компрометировать» Его созданием злой материи, но в то же время достаточно близкой к Нему, чтобы иметь силу творить». (A.T. Robertson, Paul and the Intellectuals, p. 16.)
Некоторые гностики, считая, что тело греховно по своей природе, жили исповедуя аскетизм — систему, предполагавшую самоотречение и даже умерщвление плоти в попытке достичь более высокого духовного состояния.
Другие впадали в противоположную крайность, потакая всем своим плотским желаниям и утверждая, что тело никак не влияет на духовную жизнь человека!
В Колоссах, по-видимому, обнаруживались следы двух других заблуждений: антиномизма и иудаизма. Антиномизм — учение о том, что человек, получивший Божью благодать, не должен контролировать себя, а может в полной мере предаваться своим плотским желаниям и страстям. Ветхозаветный иудаизм превратился в систему ритуалов, с помощью которых человек надеялся достичь оправдания перед лицом Божьим.
Заблуждения, имевшие место в Колоссах, живы и в наши дни. Гностицизм вновь отразился в движениях «Христианская наука», теософия, мормонизм, в секте «Свидетели Иеговы», «Единстве» и других. Антиномизм характерен для всех, кто утверждает, что, поскольку на нас распространяется благодать Божья, мы можем жить так, как нам нравится. Иудаизм, как показывают Послание к Евреям и другие части НЗ, изначально был дарованным Богом откровением, обряды и ритуалы которого должны были символически передавать духовные истины. Но со временем он превратился в религиозный культ, в котором форма сама по себе считалась достойной награды, и потому ее духовный смысл часто игнорировался. В настоящее время ему соответствуют многочисленные религиозные движения, которые учат, что человек может заслужить расположение Божье и награду от Него собственными делами, игнорируя или отрицая при этом грешную природу человека и то, что он нуждается в спасении, которое может даровать ему только Бог.
В Послании к Колоссянам Павел мастерски противостоит всем этим заблуждениям, показывая Божественную славу и деяния Господа нашего Иисуса Христа.
Это Послание поразительно схоже с Посланием Павла к Ефесянам. Однако сходство не означает дублирование. В Ефесянам автор видит верующих восседающими во Христе на небесах. В Колоссянам верующие находятся на земле, а Христос, их великий Глава, — на небесах. Акцент в послании к Ефесянам делается на то, что христианин находится во Христе.
Послание к Колоссянам говорит о Христе в христианине, о надежде на блаженство. В центре Послания Ефесянам — Церковь как Тело Христово, «полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:23). Следовательно, подчеркивается единство Тела Христова. В Колоссянам, в главе 1, утверждается главенство Христа и необходимость для нас держаться Главы (2:18−19) и быть Ему покорными. Пятьдесят четыре из 155 стихов Послания к Ефесянам сходны со стихами Послания к Колоссянам.
План
I. Учение о всесовершенстве Христа (гл. 1−2)
А. Приветствие (1:1−3)
Б. Павел благодарит Господа и молится о христианах (1:3−14)
В. Прославление Христа, Главы Церкви (1:15−23)
Г. Миссия, возложенная на Павла (1:24−29)
Д. Полнота Христа в противоположность гибельным заблуждениям — философии, фарисейству, мистицизму и аскетизму (2:1−23)
II. Долг христианина перед всесовершенным Христом (Гл. 3−4)
А. Новая жизнь христианина: совлечение ветхого человека и облачение в нового (3:1−17)
Б. Подобающее христианину поведение в семье (3:18 — 4:1)
В. Жизнь христианина в молитве и свидетельство словом и жизнью (4:2−6)
Г. Краткая информация о некоторых соратниках Павла (4:7−14)
Д. Приветствия и указания, касающиеся Послания (4:15−18)
комментарии МакДональда на послание к Колоссянам, введение